Развиваем творческие способности у детей
Одной из важных задач дошкольного учреждения является формирование в детях творческой личности. Именно в дошкольном возрасте этот процесс происходит достаточно эффективно.
В наши дни большое внимание педагоги уделяют использованию в своей работе различных методов развития у детей их творческих способностей. Самым интересным и эффективным методов по мнению многих воспитателей, работающих в группах детских садов, является сказка.
Посредством сказки у дошкольников развиваются творчество детей. воображение, усиливается фантазия, благодаря чему ребенок не только получает заряд эмоционального фона, но и учится верить в чудеса, сопереживать героям сказки.
К применению сказок в качестве формирования творческой личности дошкольников обращались и известные зарубежные и отечественные психологи Э.Берн, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие, которые считали, что сказки обладают развивающим действием на детей.
Сказки можно классифицировать следующим образом: психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и некоторые другие. Также различают сказки художественные, которые созданы мудростью народов мира, и авторские, созданные в наше время.
В сказках первого типа, а к ним также относятся мифы, притчи, истории, мы находим как дидактический, так и психокоррекционный и психотерапевтический аспект. В таких сказках педагог находит кладовую учебного материала.
Неодушевленные вещи оживают в образах этих сказок, в них раскрывается смысл и важность определенного вида знаний. Также тут мы встречаем и своего рода учебные задачи.
В психокоррекционных сказках ребенок находит объяснение смысла происходящего, что мягко влияет на его поведение.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать сказки в сказкотерапевтических целях, что является большим достижением в области психологии и психотерапии.
В работах А.А, Осиповой отмечается роль сказки в развитии у старших дошкольников творческих способностей.
Творчество детей — приемы развития
Автор предлагает следующие приемы работы в данном направлении:
Во-первых, сказку можно анализировать. Для этого отбираются известные детям сказки. Ребята должны ответить на некоторые вопросы, которые задает им воспитатель.
Второй прием подразумевает составление дошкольниками небольших историй по сказке. Тут как раз и развивается фантазия, воображение. Детей просят рассказать сказку от лица какого-нибудь из действующих лиц данной сказки. Дети могут придумать сюжет сказки на усмотрение своего героя.
Еще один способ — делать постановку сказки, например, с использованием кукольного театра. Используя куклу, ребенок может наблюдать, как каждое его действие изменяет и поведение куклы. Благодаря этому ребенок начинает корректировать свои действия, чтобы поведение куклы приобретало больше выразительности. Такой прием очень нравится детям, они получают много положительных эмоций.
Есть еще один способ. когда развивается творчество детей. Это сочинение сказок самим. С помощью творческих развивающих игр дети могут придумать главных действующих героев, развить на свое усмотрение интересный сюжет.
Таким образом, используя сказку в развивающих целях, педагоги дошкольных учреждений могут целенаправленно направлять личность дошкольника на формирование в нем творческого потенциала.