Звукопроизношение у детей дошколят очень часто требует коррекции. Умение делить слова на слоги поможет вашему малышу произносить сложные, длинные слова и будут способствовать в подготовке к овладению навыками чтения и письма.
Предложите ребенку поиграть в такую игру:
Игра «Занимательное путешествие»
Цель: научить ребенка делить слова на слоги. Подготовить к чтению
Ход игры: Предложите ребенку игру: я называю слово, а ты разбирай его на слоги.
При этом ты будешь шагать и разделять слово на слоги. Сколько слогов, столько и шагов.
Например: торт – 1 шаг, книж-ка – 2 шага, ма-шин-ка –
3 шага, те-ле-ви-зор – 4 шага, биб-ли-о-те-ка – 5 шагов,
ви-де-о-маг-ни-то-фон – 7 шагов.
А теперь я назову, сколько слогов имеет слово, а ты вспомни слово с названным количеством слогов. Шагами проверь, правильно ли ты подобрал слова.
В игре может принимать участие вся семья.
Звукопроизношение у детей и преодоление речевых недостатков
Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков.
Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Пропуск звуков характерен почти для всех детей в возрасте до трех лет. Если ребенок в одном слове громко произносит определенный звук, а во втором – в сочетании с согласным его выпускает, то это не является дефектом речи.
Например, в слове «молоток» ребенок правильно произносит звук Т, а в слове «стол» его пропускает – «сел».Некоторые дети могут пропускать целые склады с трудными звуками. Чаще всего пропускаются звуки Р,Л,Ш,Ж,Ч,Щ,С,З,Ц и звуки К,Г.
Такие изъяны, если родители систематически не работают с детьми, могут длиться до 6-7-летнего возраста.
В дошкольном возрасте встречаются замены одного звука другим. Если быть невнимательными к звукопроизношения ребенка, то такие замены могут оставаться надолго. В речи дошкольников чаще всего происходит замена:
- Шипящих Ш,Ж,Ч свистячими С,С,Ц;
- Свистящих С,З,Ц шипящими Ш,Ж,Ч;
- Шипящих и свистящих звуками Ф,В,Т,Д;
- Звуков К,Г звуками Т,Д;
- Звука Р звуками Л,И, звука Л звуками Л,ЛЬ,Й;
- Звуков Р,Л звуками В,Г.
К нарушения звукопроизношения относятся также искажения звуков, неправильная их артикуляция. Дети 3-4 лет часто смягчают согласные звуки. Наблюдается нечеткое произношение согласных, приближение одного звука к другому, их уподобление, приводящие к искажению слова.
Довольно часто встречается межзубная произношение звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Т,Н,Д,Л; боковая произношение звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Г. Такое произношение звуков, если своевременно не обратить на нее внимание, может остаться на всю жизнь.
Чистое и правильное произношение звуков зависит от многих факторов.
Значительную роль играют индивидуальные особенности ребенка, состояние его психического развития.
Звукопроизношение у детей — причины недостатков
Недостатки произношения звуков могут быть обусловлены повреждением центрального (головной мозг) или периферического отделов речевого аппарата вследствие инфекционных болезней или врожденных пороков. Но у большинства детей дошкольного возраста недостатки звукопроизношения наблюдаются и тогда, когда нет изъянов речевого аппарата. Они объясняются особенностями его строения.
Какие же особенности речевого аппарата детей дошкольного возраста? Голосовые связки и гортань дошкольника короче, чем у взрослого. Язык менее подвижный и гибкий и занимает значительно большую часть ротовой полости, чем у взрослого. Этим и объясняется звонкий голос детей и звуков.
У детей 6-7 лет во время выпадения молочных зубов наблюдается шепелявость. Общей причиной недостатков звукопроизношения является несовершенная работа центральных аппаратов слуха и речи, которые содержатся в коре головного мозга. Дошкольники не всегда отчетливо воспринимают на слух речевые звуки.
Движения их речевых органов неточные, несовершенны. Этим можно объяснить неустойчивость произношения детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Звукопроизношение у детей чаще всего зависит и от правильного дыхания.
Различают языковое и неречевое дыхание. Речевое дыхание детей дошкольного возраста . как и их речевой аппарат, отличаются от дыхания взрослых. Поскольку у дошкольников небольшой объем легких, слабые дыхательные мышцы, речевое дыхание неглубокое, частое, вдох порывистый, иногда судорожный, шумный, с резким поднятием плеч, вдох происходит перед каждым словом или в середине слова.
Упражнения на звукопроизношение у детей и развитие речевого дыхания
- «Дуновения на бумажку». Тоненький лист бумаги нарезать мелкими кусочками и предложить ребенку дуть на них.
- «Перекатывание ваты». Перекатывать силой выдыхаемого воздуха ваттной шарика по поверхности стола.
- «Гашение свечи». Гасить свечу на расстоянии.
- «Надувание пузырей». Ребенок дует с такой силой, чтобы на поверхности воды образовались пузырьки
- «Дуй на бабочку». Взрослый изготавливает бумажного мотылька , привязывает его к палке, держит ребенка над головой и предлагает дуть на него.
- «На качелях». На горизонтальной нитке прикрепляют разноцветные бумажные фигурки кукол. Ребенок силой выдыхаемого воздуха раскачивает их.
- Можно также предложить сдувания одуванчика на прогулке, надувание шариков, детских резиновых игрушек, прокручивание карандаша силой выдыхаемого воздуха, игра на губной гармошке и др.
В 3-4 года продолжительность выдоха должна обеспечивать произношение фразы из 2-3 слов («один, два, три»), в 5-6 лет – из 3-5 слов («один, два, три, четыре, пять»).
Продолжительность между выдохом и новым вдохом должна равняться фразе «достаточно, еще раз». Еще до школы дети должны научиться правильно пользоваться речевым дыханием в активной речи.
С детьми 3-4 лет целесообразно использовать игровые упражнения для гимнастики языка. Приведу пример сказки про веселый язычок:
«Жил-был веселый язычок. Жил он в своем домике. А этот домик-рот. Домик открывался и закрывался. Вот так!(Взрослый показывает, предлагает ребенку открыть и закрыть рот.) Язычок то выбежит из домика, то снова спрячется в нем. (Предлагает детям повторить).
Язычок все, что увидит, хочет сам сделать. Увидел, как котенок хлебает молоко, и сам стал хлебать. Вот так! Покажи, как это делает язычок.
(После этого язычок «облизывает варенье», «идет, как часы», «пилит дрова» и выполняет другие упражнения. Язычок становится постоянным действующим лицом на всех занятиях и поет песни – «Песенка водички», «Песенка паровоза» и т.д.)
Для закрепления правильного произношения определенного звука с ребенком следует изучать стихи, чистоговорки, скороговорки на те звуки, которые у ребенка уже поставлены, но не закреплены.
Последовательная и систематическая работа с ребенком над формированием звукопроизношения способствует своевременному исправлению языковых недостатков.