Художественная литература в развитии дошкольника

Возрастные возможности ребенка

У дошколенка пятого года жизни повышается способность эмоционально откликаться на содержание литературных рассказов, сопереживать героям.

Благодаря увеличению объема и содержания запоминания, во время пересказывания и рассказывания ребенок прибегает к подробностям, передает прямую речь и слова автора.

Малыш уже способен устанавливать несложные причинно-следственные связи в литературном сюжете, адекватно и верно дает оценку поступки героев. Четверогодники правильно реагируют на слово, проявляют интерес к нему, желание многократно повторять и обыгрывать его.

Образовательные задачи

  • Учить целостно воспринимать и осмысливать композицию и содержание худ.произведения, его жанр.
  • Приучать различать и выделять основные средства художественной выразительности, динамику и ритмическую последовательность повторения действий, мораль сказки, давать оценку поступкам героев.
  • Привлекать к выразительному чтению стихов, учить передавать их характер.
  • Упражнять в интонационной выразительности при передаче диалогов, разных движений героев в играх-драматизациях и в инсценировке художественных элементов.
  • Учить различать и опознавать жанр малых поэтических форм фольклора: народная песня, пословица, потешки, скороговорка, мирилка, закличка.
  • Учить внимательно слушать истории; отвечать на вопросы по его содержанию; понимать смысл социально-бытовых сказок; самостоятельно выделять зачин, концовку сказки, находить повторы, образные выражения, определять мораль сказки; рассказывать хорошо знакомые сказки.
  • Продолжать учить эмоционально воспринимать художественные средства, чувствовать характер, авторскую интонацию, различать жанры, запоминать последовательность действий, персонажей, давать оценку действующим лицам и выражать свое отношение к ним.
  • Формировать умение соотносить окружающую действительность с художественным текстом, сопоставлять содержание сказок, рассказов с их названием.

Выразительное чтение

Учить сознательно запоминать стихи, выразительно их декламировать, интонационно передавать выразительные средства и характер поэтических строк(лиризм, торжественность, радость, юмор); передавать логические ударения и паузы; понимать юмор, выражать эмоции.

Обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

Работа с книгой

Продолжать воспитывать у детей интерес и бережное отношение к книге: брать книгу чистыми руками, осторожно перелистывать страницы, не сгибать и не рисовать на них.

Привлекать к дежурству в уголке книги, в случае необходимости “ремонтировать” книги.

Устраивать тематические выставки ко дню рождения писателей; знакомить с работами художников-иллюстраторов.

Театрализованно-игровая деятельность

Привлекать детей к драматизации художественных историй. Стимулировать к самостоятельным играм-драматизациям по содержанию сказок, рассказов; интонационно выразительно передавать диалоги, выразительные движения героев.

Продолжать учить детей разыгрывать содержание стихов, забавок, народных песен, эпизоды сказок, творчески импровизировать их содержание в сюжетно-ролевых играх.

Инсценировка

Привлекать детей к инсценировке стишков, написанных в диалогической форме, придерживаясь дословного воспроизведения текста.

Учить интонационно передавать речь героев имитировать их движения.

Показатели компетентности ребенка:

  • сопровождает движениями текст литературного сюжета;
  • понимает мораль сказки, адекватно оценивает поведение ее героев, выражает свое отношение к ним;
  • эмоционально воспринимает характер, понимает содержание социально-бытовых сказок,
  • понимает назначение книги, бережно к ней относится, по потребности “ремонтирует” ее;
  • различает жанровые особенности прозаических и стихотворных строк;
  • читает наизусть стихи и другие средства малого фольклорного жанра (потешки, считалки, мирилки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, народные песни);
  • определяет повторы, образные выражения, начало и окончание сказки;
  • знает народные сказки;
  • рассказывает сказки по содержанию иллюстраций и без них;
  • выполняет рисунки по содержанию художественных историй и рассказывает по ним;
  • самостоятельно устраивает театрализованные игры, игры-драматизации по содержанию хорошо известных художественных книжек;
  • участвует в инсценировке художественных постановок.

Ссылка на основную публикацию