Каждый родитель думает о ребёнке с первых шагов его жизни и мечтает: «Когда же ты станешь самостоятельным?», но это не значит, что ребёнку надо дать полную свободу и оставить его без внимания – так он точно долго не научится самостоятельности.
Самостоятельность у детей надо развивать через воспитание, и тут большая часть этой задачи ложится на воспитателей детского сада. В детях необходимо воспитывать волевые качества личности, учитывая их индивидуальность.
В наше время эти качества должны быть особо развиты, так как жизнь не стоит на месте и она становится всё сложнее, насыщеннее и разнообразнее. В будущем ребёнок столкнётся с многими задачами, которые ему надо научиться ставить перед собой и решать.
Ребёнок младшего возраста не имеет навыков и способностей самостоятельности, поэтому воспитание легче проходит в большой группе, когда дети начинают подражать друг другу.
К старшему дошкольному возрасту у детей уже вырабатываются основы самостоятельности. Дошкольники в старших группах уже более ответственно относятся к результатам своей деятельности. Чем лучше развиты у дошкольников этого возраста их основные качества: речь, память, мышление, воображение и другие, те лучше и качественнее и увереннее они справляются с поставленными перед ними задачами, всё меньше требуется ему наводящих подсказок и помощи воспитателей.
Самостоятельность действий нужно ограничивать приемлемыми социальными нормами. Действия детей не могут расцениваться самостоятельными, если ребёнок выполняет самостоятельно хорошо только одно задание, дошкольник должен стремиться к совершенствованию навыков в различных областях социальной сферы, равно как и группами дети совместно в игре самостоятельно должны уметь выполнять различные поставленные задачи, без помощи воспитателя.
Воспитание целеустремленности и безудержная инициатива являются путём к выражению самостоятельности. Ребёнка нужно поддерживать в его стремления и заставлять доводить дело до логического конца, чтобы он понимал, что начатое надо делать не как попало и не бросать на полпути, а завершать хорошо. Все инициативы дошкольников должны приветствоваться, за исключением хулиганских и антисоциальных, такие инициативы надо пресекать сразу.
Если ребёнок начинает вести себя пассивно и отлынивать, то и родителям и воспитателям сразу надо принимать решительные меры. Для этого должна быть создана положительная атмосфера в семье и выполняемость образовательных программ в детских садах по развитию самостоятельности.
Обществу давно уже требуются люди не со стандартным мышлением как под копирку, а мыслящие разнообразно с широким спектром возможностей, поэтому на занятиях с детьми и требуется специальный индивидуальный подход по развитию личностных качеств, присущих индивидуальности каждого конкретного ребёнка.
Нельзя влиять на сознание ребёнка и навязывать какие либо и чьи-то сторонние идеи, нужно развивать у дошкольника его собственное сознание, мышление, стремление и умения. У каждого из детей должна зарождаться своя точка зрения, побуждающая на самостоятельные действия.
В основах ребёнок должен научиться только правилам поведения, а дальше он уже самостоятельно должен их применять: поиграв с игрушками, прибрать их на место, помочь родителям дома по хозяйству, правильно переходить через дорогу, освоив заранее изученные правила. Ребёнок должен научиться без подсказок произвольно и самостоятельно применять правила и нормы общественного поведения.
Есть два способа, которые развивают самостоятельность, активность, инициативность, творчество и в то же время направляют ребёнка по правильному пути – это игровой и трудовой, где через воспитание дети приобретают необходимые навыки. Плодотворной работой по развитию самостоятельности у старшего дошкольника является, когда его действия по самообслуживанию доведены до автоматизма.
Хорошо развитый ребёнок, подсознательно без напоминаний, в старшем дошкольном возрасте следит за своей опрятностью – причешется, умоется, следит за своей внешностью – чтобы одежда была чистая и глаженная, если на рубашке дырка или оторвалась пуговица, то заштопает, пришьет или переоденется и скажет родителям, умеет сказать сверстнику о том, что с его внешним видом, что-то не в порядке и поможет устранить это – например отряхнуть с одежды грязь, поправить воротник.
Такие качества ребёнка говорят не только о его самостоятельности, но и о его хорошем самоконтроле.
Старших дошкольников в этом возрасте особо интересуют личности других людей. К недостаточно развитому ребёнку интерес окружающих сверстников быстро теряется, и их начинают игнорировать, тогда как к другим, более развитым, интерес проявляется в большей степени.