Целенаправленное ознакомление детей с трудом взрослых, с различными видами трудовой деятельности, начиная с раннего детства, способствует решению ряда коррекционно-воспитательных задач, формированию направленности на приобретение навыков будущей профессии ребенка, имеющего особые потребности.
Сегодня в нашей стране не существует единой официальной терминологии для характеристики детей дошкольного возраста с так называемыми особыми потребностями. В основных образовательных законах встречаются такие термины, как дети, требующие корректировки умственного или физического развития, и лица с недостатками физических качеств и умственных способностей.
Наряду с этим возникает проблема, ориентации на эффективное использование хранимых функций организма, способных взять на себя компенсаторно-коррекционное нагрузки, направленное на развитие психических процессов. Ведь они способствуют становлению необходимых умений и навыков, познавательной активности в различных видах трудовой деятельности в условиях вспомогательной школы-интерната.
Трудовая деятельность дошкольников с особыми потребностями охватывает хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд в природн.условиях, ручной труд.
Важнейшая форма трудовой деятельности, к которой необходимо привлекать детей — ручной труд. Во время занятий необходимо ориентировать их на потребность и желание работать усердно и самостоятельно. К содержанию трудовых задач мы относим изготовления разнообразных игрушек из бумаги, подарков родителям, аппликаций из природного материала.
Трудовые задания постепенно усложняются, дети начинают работать с большим количеством материалов (с тканью, картоном, фанерой, деревом, глиной, пластилином), осваивают способы работы с определенными инструментами (учатся пользоваться молотком, клещами, ножовкой и т.п). Детей учат резать, склеивать, сшивать листы, вырезать по готовой выкройке или образцу.
Особое значение имеет создание надлежащих производственных условий для труда, обеспечения детей необходимым материалом и инструментами. Для этого в рабочем уголке должны быть комплекты столярных инструментов, оборудования для шитья и тому подобное. Все следует разместить так, чтобы им было удобно пользоваться.
Организация и проведение работы с детьми требует от воспитателя определенной подготовки. Он подбирает соответствующий материал, продумывает последовательность его использования с демонстрацией отдельных операций, обращает внимание детей на некоторые трудности в выполнении задания, а также учит их правильно пользоваться инструментом, корректирует мыслительную деятельность за счет компенсаторных возможностей организма.
Одна из самых доступных форм трудовой деятельности детей с особыми потребностями — поручения, которые можно различать по следующим признакам: по сложности задач (простые, сложные); продолжительностью их выполнения (кратковременные, длительные); по характеру организации (индивидуальные, групповые).
Простое поручение заключается в том, что ребенок дошкольного возраста должен выполнить одноразовое задание, например: принести книжку, карандаш, ручку, положить на место использованный инструмент и тому подобное. Поручение требует определенных умственных усилий, что способствует активизации деятельности детей. Перед тем, как дать поручение, воспитателю необходимо провести разъяснительную работу, проконтролировать его выполнение.
Постепенно поручения усложняются.
Долговременные поручения могут быть связаны с усложненными заданиями, например: в течение периода, определенного воспитателем, ребенку поручается поддерживать порядок, следить за чистотой в спальной комнате, поливать цветы, кормить животных.
В смысловом плане, поручения могут быть коррекционно направленными, активизировать умение рационально использовать рабочее время, принимать правильное решение. Выполнение поручений воспитывает у детей чуткое отношение к товарищам и взрослым, формирует чувство ответственности.
Подбирая поручение, воспитатель должен обязательно учитывать индивидуальные и психофизические возможности каждого ребенка
В организации детей дошкольного возраста для выполнения трудовых задач необходимо обращать их внимание на порядок в рабочей комнате, на рабочем месте (если не все в порядке, следует поручить нескольким воспитанникам прибраться).
Завершая работу с детьми, воспитатель обращает их внимание на уборку рабочего места, размещения использованного материала и инструментов на соответствующих местах, подводит итоги выполнения каждым ребенком поставленной задачи. Лучшие изделия воспитатель рекомендует на выставку, других детей награждает похвалой, а тем, кто не справился с выполнением задания, предлагает доработать на следующем занятии.
Детям дошкольного возраста с ограниченными психофизическими возможностями присущи определенные особенности в усвоении практических умений и навыков, которые заключаются в том, что без влияния педагога (рассказа, объяснений, показа, инструктажа), дети не замечают допущенных ошибок и не понимают, как это влияет на конечный результат труда.
Практические умения в них не формируются спонтанно, без влияния педагога. Поэтому они требуют систематического обучения, применения разнообразных методов и приемов. Подбирая их, воспитатель должен учитывать степень овладения детьми трудовых операций, знать их индивидуальные возможности, проявлять положительное отношение к каждому воспитаннику.
Чтобы обеспечить соответствующие условия для выполнения детьми поставленных трудовых задач, надо содержать в порядке рабочее место, а также учитывать фактор времени в работе, объективно оценивать результаты своей деятельности и трудовой деятельности детей.
Только при такой организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими особые потребности, можно приучить их к посильному повседневному труду, сформировать умения и навыки трудовой деятельности, добиться осознания детьми их реальных и потенциальных возможностей. Это максимально полно обеспечит адаптацию выпускников вспомогательной школы-интерната к жизни и труду, интеграции в современное общественное окружение.
Игры для детей, способствующие усвоению знаний о труде взрослых
«Пословицы о труде». Старшие дошкольники вспоминают пословицы и поговорки, связанные с трудовой деятельностью человека, его трудолюбие, отношение человека к труду.
«Отгадай профессию». Детям дошкольного возраста предлагают придумать любую профессию и составить ее описание, но так, чтобы в нем не было ничего, что подсказывало бы другим, что это за профессия. Однако ребенок должен рассказать об условиях работы и результаты труда.
«Задай вопрос». Старший дошкольник загадывает какую-нибудь профессию, но ничего не рассказывает о ней, предлагает другим детям задавать уточняющие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Кто угадает профессию быстрее?
«Человек и профессия». Воспитатель называет профессию. Старшие дошкольники «подбирают» кого-то из присутствующих, кто, по их мнению, за своими индивидуальными особенностями больше всего соответствует этой профессии.
Предлагаемая профессия должна быть хорошо известна детям, в случае недостаточной информации о профессии надо заранее охарактеризовать ее особенности.
Игру можно усложнить, предложив детям возраста 5-7 лет «подобрать» профессию каждому. Для этого целесообразно разделить их на группы.
«Представь себе картину». Воспитатель предлагает детям представить себе, что какая-то из профессий исчезла. Надо подумать, что это изменит в жизни людей, на какие профессии повлияет.
Предлагаемая профессия должна быть хорошо известна детям, в случае недостаточной информации о профессии надо охарактеризовать ее особенности.
Игру можно усложнить, предложив детям определить профессию самостоятельно. Для этого целесообразно разделить детей на группы, одна из которых называет профессию, другая рассказывает об изменениях, которые произойдут, если ее не станет.
«Подбери орудия труда». Детей возраста 5-7 лет делят на две команды. Одна из них называет профессию, другая — нужно для работы орудия труда, инструменты.
Например: врач — таблетки; учитель — книжка; портниха — иголка; водитель — машина.
За каждый правильный ответ команда получает цветную фишку. В конце игры фишки подсчитываются и определяется команда-победительница.
ВЫСАЖИВАНИЕ РАССАДЫ ПОМИДОРОВ
Подготовка к занятию: подготовить длинную грядку с ямками, распределенными на расстоянии 30-40 см друг от друга, рассаду помидоров, лейку с водой, табличку, на которой изображены помидоры.
Задачи: рассказать детям возраста 5-7 лет, что овощи вырастает не только семена, но и из рассады; научить детей сажать рассаду помидоров и заботиться о ней: поливать, рыхлить землю, пропалывать; развивать любовь к труду.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель спрашивает детей возраста 5-7 лет, как появляются овощи? Без чего не смогут появиться новые овощи этим летом?
Воспитатель. Да, конечно, нужны семена. Мы уже с вами сады ли лук, высевали морковь, редис. А сегодня будем сажать рассаду помидоров.
Где взялась эта рассада?
С чего ее вырастили?
Как вы считаете, если мы сегодня посеем семена помидоров, скоро сможем попробовать плоды?
Воспитатель выслушивает все предположения детей.
Сейчас я расскажу вам нечто интересное о помидорах. Этот овощ настоящий путешественник. Он пришел к нам из далекой и очень теплой страны. Там почти не бывает зимы, а лето длинное-длинное и теплое.
Когда помидоры попали к нам, холодное лето не давало возможности созреть этим плодам. Тогда человек придумал другой способ, как выращивать вкусные помидоры: в комнате на подоконнике или в теплице выращивать рассаду овощей, а когда станет тепло и прогреется земля, высаживать их на грядку.
Почему помещение, где выращивают рассаду, называется «теплица»?
— Выращивают ваши родители, дедушки и бабушки какую-то овощную роз саду? Какую именно?
Ответы детей.
— В тепличках, в комнате на подоконнике можно вырастить рассаду перца, капусты, огурцов. Они также очень любят тепло, поэтому сначала выращивают их рассаду. Сейчас рассмотрим рассаду помидоров.
Обратить внимание детей на состояние рассады, ее стебелек, корень и прикорневую шейку.
Подчеркнуть, что рассаду надо брать в руки бережно, так же осторожно опускать ее в ямки и засыпать землей. Воспитатель расставляет детей по обе стороны грядки так, чтобы каждый ребенок мог посадить по два растения.
Сам воспитатель становится так, чтобы его было видно всем детям, и показывает, как надо сажать рассаду: взять осторожно кустик в левую руку, правой рукой поддерживать кони, чтобы не осыпалась с них земля, наклонить и осторожно вставьте корешки растений в ямку, расправить их, левой рукой все время держать растение, а правой осторожно засыпать корешки землей. Сажать рассаду надо по шейку, потом слегка пальцами уплотнить землю вокруг растения.
Убедившись, что все дети поняли, как надо сажать рассаду помидоров, воспитатель позволяет им взять по кустику рассады, которая в ящичках стоит на грядке, и начать работу.
Дети сажают рассаду, а воспитатель следит за тем, правильно ли они выполняют работу, помогает им. После окончания работы дети поливают посаженные растения, договариваются ухаживать за ними; ставят на грядке табличку с нарисованными на ней помидорами.
Так в интересной и увлекательной форме проходит ознакомление детей с трудом.