Мышление как психический процесс

Мальчик с книгой Психические процессы в дошкольном возрасте


Первые семь лет жизни ребенок активно создает собственную картину мира: познает свойства предметов и явлений, открывая закономерности – сначала те, что лежат на поверхности, постепенно все больше углубляясь в их сущность, делает первые выводы.

Так постепенно складывается одно из основных новообразований дошкольного детства – более-менее целостная картина мира или первое схематическое очертание детского мировоззрения. Логика этой картины не является врожденной, она складывается постепенно, в процессе жизни.

Безусловно, путь познания мира и его закономерностей для ребенка довольно непростой, часто наполненный противоречиями, непониманием и в то же время победами и открытиями. Все дошкольники его проходят с разными достижениями. Большинство – восторженно и радостно, постепенно заполняя картинку мира нужными «пазлами», некоторые – «спотыкаясь» при отсутствии поддержки и помощи.

Мышление дошкольника по своей структуре является понятийным, то есть таким, что опирается на действия и образы, а не на словесные конструкты. В основе логики дошкольников лежат не объективные закономерности мира, а собственный опыт, эмоциональная сфера, мир игры.

Отсюда специфика детских суждений и детской логики. Яркой иллюстрацией особенностей детского мышления является способ решения задачи типа «Кто лишний» на примере таких персонажей, как лев, лошадь, человек и тележка.

Специфика детского мышления обусловливается рядом возрастных ограничений, таких как познавательный и эмоциональный эгоцентризм, трансдукция, синкретизм, отсутствие представления о сохранении количества. Часто взрослые, сталкиваясь с подобными особенностями детского мышления, пытаются разрушить существующую картину и сформировать свою собственную, как можно быстрее формируя суждение ребенка теоретического характера.

Для этого детям сообщают готовые знания, создают условия для их заучивания и надеются на скорое «выравнивания» картины и подстраивание ее под мировоззрение взрослого.

Такое форсирование темпов развития познавательной сферы только вредит ребенку, дезориентируя его и лишая возможностей естественным путем через доступные средства накапливать нужный чувственный опыт и на этой почве выстраивать собственную логику.

Такие дети значительно теряют в качестве мыслительных операций, четкости суждений. Функция взрослых должна заключаться в том, чтобы помочь детям прожить полноценную, наполненную реальными делами дошкольную жизнь.

Разнообразие детских впечатлений в дальнейшем обеспечит высокое качество отражения действительности, разновекторный поток размышлений, новые суждения, поиск оптимальных путей решения задач.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector