На воспитателя возложена ответственность за развитие у дошкольников познавательных процессов.
Умственная деятельность ребенка во многом зависит от степени внимания.
Познавательные процессы характеризуются избирательностью и определенной направленностью. Это объясняется присущей психике особенностью, которая называется вниманием.
Воспитатель использует каждый момент для воспитания у детей внимания.
Например, обращается к детям: «Я знаю интересную сказку про рыбок. Я вам обязательно расскажу ее. Но раньше вы должны понаблюдать за нашими рыбками. Все, что заметите, расскажите всем». Или: «Василек, последи за белкой, почему она сегодня невеселая. И расскажи мне».
О большом значении внимания в умственном развитии дошкольников свидетельствует оценка П.Я. Гальпериным этого процесса как свернутой автоматизированной системой умственного действия контроля, развития на его основе внимательности и наблюдательности.
Постановка воспитателем усложненных требований способствует становлению у ребенка способности управлять своим вниманием. В этом проявляется суть произвольности этих процессов. Следует подвести к этому детей, воспитывая в них интерес к познанию, стремление к деятельности, постоянно развивая их любознательность.
Установлено, что произвольность познавательных процессов и внимания эффективнее формируется в игровой деятельности
Это подтверждает, что прямое обучение на занятиях должно сочетаться с различными играми и игровыми приемами, которые повышают интерес детей. Такое сочетание дает воспитателю возможность поддерживать познавательные процессы и внимание на достаточно высоком уровне.