Мышление — это процесс, своеобразная форма познания внешнего мира, которая позволяет выйти за пределы чувственного опыта.
Мы не можем непосредственно воспринять движение солнечного света, познать состав веществ, размер земного шара, расстояние от Земли до Солнца и тому подобное. Все это человек познает с помощью мыслительной деятельности.
Процесс мышления осуществляется с помощью шести операций: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, абстракции и обобщения.
Проблемой особенностей развития мыслительных действий занимались такие ученые: Выготский, Давыдов, Эльконин, Гальперин, Пиаже. Ими было установлено, что способность к мышлению не дается ребенку при рождении в готовом виде.
Основой формирования социального интеллекта являются знания, их развитие влечет за собой появление продуктивных форм познавательной деятельности.
Речь идет о переходе от наглядно-действенного до словесно-логического мышления. Собственно, это переход от внешней к внутренней деятельности.
Ж. Пиаже говорит по этому поводу о внутренней мыслительной мотивации, возникшие на базе наружных предметных действий. В отличие от последних, операции имеют сокращенную форму и осуществляются не с реальными объектами, а с их образами (знаками, символами).
При этом они организованы в систему, в которой одни мыслительные действа уравновешиваются за счет других.
Развитие мышления ребенка проходит период сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х лет), период конкретного интеллекта (до 11—12 лет) и период формальных операций (от 11-12 лет).
Признаки перехода к внутренним операциям появляются в начале второго периода, но они осуществляются еще на реальных объектах, под контролем восприятия. Только на последней стадии появляется способность проверять и воплощать гипотезы, пользуясь системой внутренних умозаключений.
Следовательно, именно действие, а не слово является решающим фактором онтогенеза мышления.