Целью речевого развития является формирование речевой личности, способной слушать, рассказывать и объяснять.
На конец дошкольного возраста ребенок в речевой деятельности должен осознавать необходимость овладения языком как средством общения и познания, позитивно относиться к правильной речи как показателю человеческой культуры; владеть начальными орфоепічними, лексическими, грамматическими навыками родного (русского) литературного языка, речевого этикета.
Какой должна быть речь дошкольника?
Речь ребенка на конец дошкольного возраста должна быть:
- содержательной (информативной, интересной, смысловой);
- логично выстроенной (предложения имеют согласованное содержание, которое передает законченную мысль, логически взаимосвязана, последовательно изложена);
- грамматически правильной (правильно использованы, объединены и согласованы разные части речи);
- точной (соответствующей замыслу и действительности);
- выразительной (окрашенной яркими и убедительными средствами).
Речевая деятельность дошкольника определяется соответствующей возрасту речевой и языковой зрелостью, уровнем овладения элементами грамоты, сформированностью отношения к использованию слова в взаимоотношениях с взрослыми и детьми, развитостью коммуникативных способностей.
Языковая компетентность как составляющая речевой деятельности ребенка предполагает сформированность фонетической, лексической и грамматической составляющих.
Их единство обеспечивает понимание ребенком речи партнеров по совместной деятельности, развивает его связную разговорную речь, ее четкость, способствует овладению умением читать, а впоследствии и писать.
Ребенок в речевой деятельности — речевая компетентность
Речевая компетентность как составляющая речевой деятельности, обеспечивает умение ребенка поддерживать речевое взаимодействие с другими, выстраивать логику высказываний, обеспечивать языковое взаимопонимание с взрослыми и сверстниками, формировать коммуникативные способности, языковое самовыражение, развивать социальное речь (умение презентовать себя окружающим, выражать личную позицию по отношению к другим и тому подобное).
Становление речевой личности в дошкольном возрасте предполагает овладение родным языком, который по большей части бытовой, ситуативный, экспрессивный, отрывочный по своей сути.
Совершенствование речевой деятельности должно базироваться на активном сочетании слова с практической деятельностью дошкольника, на внесении разнообразия и росте его содержательности, наличия надлежащих речевых эталонов.
Формирование речевой компетентности дошкольника
Отдельное направление формирования речевой компетентности связано с обучением ребенка-дошкольника чтению, подготовкой руки к письму, что является одним из показателей школьной зрелости.
Особенность речевой деятельности заключается в ее «обслуживающем» характере, интеграции во все сферы жизнедеятельности ребенка – «Природа», «Культура», «Люди», «Я Сам».
Это касается как языковой, так и речевой деятельности ребенка дошкольного возраста.
Компетентный дошкольник может вербализовать свои знания о мире и самом себе, окрасить свои высказывания интонационно, сопровождать их соответствующей мимикой и жестами.