Дети дошкольного возраста, как можно наблюдать, активны, энергичны, предприимчивы, любознательны. Их интересует в буквальном смысле всё, что находится вокруг. Они предпринимают бесчисленные попытки объять необъятное. Попробуйте угнаться за ребёнком или что-то запретить ему. Его настолько распирает внутренняя энергия, что может позавидовать любой взрослый человек.
Если говорить о внимательности дошкольников, то до начала её формирования внимательность у дошкольников в своём роде первобытна и правильно не сформирована. От ребёнка не спрячешь конфеты – выследит, куда они спрятаны и найдет, ребёнок не пропустит ни одной грязной лужи на улице, не пробежит мимо кошки, не схватив её за хвост. Но наряду с этим, всё же можно наблюдать, как ребёнок, не заметив, упирается лбом в дверной косяк, не может найти свою игрушку, лежащую на полу перед глазами.
О свойствах внимания
Внимание, как психический процесс, имеет некоторые особенности и характеризуется своими специальными признаками и свойствами, такими как:
- устойчивость;
- объём;
- концентрация;
- переключаемость;
- произвольность;
- избирательность;
- распределение.
Недостающий объем внимания дошкольников не позволяет ребенку сконцентрировать его на нескольких целях и длительно хранить их в уме.
Несконцентрированные дети постоянно отвлекаются и не могут сфокусироваться на предмете.
При проблемах с избирательностью дети не могут остановить своё внимание на конкретной части задания, которая им действительно необходима для решения.
У тех детей, которые зацикливаются, на одной теме и не могут сразу среагировать при изменении условий задания или самого задания, существуют проблемы с переключаемостью.
У детей также встречается неумение выполнять сразу несколько дел, чаще это бывает у мальчиков. Некоторые из детей не могут сфокусировать внимание на том предмете или задании, о котором просит воспитатель.
Для решения этих проблем должны быть разработаны специальные методы, направленные на всестороннее развитие основных свойств внимания.
Об особенностях внимания как психического процесса
Внимание у старших дошкольников, также как и другие психические процессы, требуют определённого уровня развития, ему отведена своя роль в процессе роста и развитии ребёнка.
Многие дети не могут выполнить до конца предложенное им задание. Сложные задания дошкольник может воспринимать, только если их выполнение сделать поэтапным с тщательным разъяснением правил. Когда ребёнок слышит правила, он делает себе некую установку на выполнение, мысленно либо вслух, проговаривая детали, отмечая какие-то особенности выполнения задания.
Постепенно дети учатся выполнению и более сложных заданий, но не с первого раза. Это даёт возможность детям учиться заострять внимание на чем-то конкретном. В ходе работ у детей вырабатывается специальный алгоритм действий, направленный на запоминание. Дети проворачивают инструкции по действию в голове множество раз, чтобы не забыть то, что им поручили сделать. Те дети, которые не только сами справляются с заданиями, но ещё и помогают другим сверстникам, освоили уроки самоконтроля и уже способны развиваться дальше.
Внимание имеет свои специфические особенности и является своеобразным фильтром поступающей в головной мозг многочисленной информации. Не вся информация нужна для человека, а только та, которая будет использоваться для выполнения нужных целей. Если вся полностью информация будет осаживаться в коре головного мозга, то голова переполнится мусором и человек не сможет соображать вообще.
Дети не только должны учиться фокусировать своё внимание, но и должны уметь переключаться на другие задания их особенности, должны развивать устойчивость своего внимания.
Сформированная устойчивость внимания в детском возрасте поможет будущим первоклассника быть сосредоточенными на уроках.
Особенности такого свойства внимания детей-дошкольников в отношении старших дошкольников особенно, чаще всего состоят в более тщательной организации игр и занятий для данного процесса.
Игры в развитии детского внимания
Некоторые игры помогают развить все эти качества.
Всем хорошо известна с детства игра в «Танчики». Эта игра помимо внимания развивает пространственное восприятие и мышление.
[su_box title=»‘Танчики‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
Целью игры является формирование внимания дошкольников через концентрацию на определенном месте нахождения фигуры.
Принцип игры и ее особенности заключается в том, чтобы попасть во все фигуры противника.
Берётся двойной тетрадный лист в клеточку.
Играют 2 игрока. На одной стороне листа в любых клеточках рисуется с краю штаб, на поле листа 10 танчиков, размером с 2 клеточки.
На втором листе с противоположной стороны всё также, рисуются танчики противника и штаб – в любом месте.
Игрок, наблюдая визуально на своём поле должен поставить ручкой точку, свернуть лист и продавить ручкой в месте выбранной точки.
Если точка отпечаталась на танке противника, то танк подбит, и он продолжает игру, если промахнулся, игра передаётся противнику.
Кто уничтожит штаб и все танчики, тот выиграл.[/su_box]
[su_box title=»‘Шахматы‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
Как известно, игра в шахматы лучший тренинг внимания и мышления старших дошколят, но это для взрослых.
Мы можем интерпретировать и взять из этой игры только отдельные элементы, имеющие свои особенности в процессе развития внимания у старших дошкольников, чтобы упростить задачу для детей, сделать игру доступной для дошкольников.
Для игры потребуется шахматная доска и фигуры без пешек.
Вначале один ребёнок выставляет несколько разных фигур на разных клеточках.
Начать можно с трёх фигур.
Второй ребёнок запоминает их место расположения и сами фигуры.
Затем фигуры соперника закрываются от взора ребёнка.
И ребёнок на своём поле должен выставить такие же фигуры и на тех же клеточках в зеркальном порядке.
Тот же вариант можно проделать с пуговицами или монетками.
[/su_box]
[su_box title=»Игра ‘Найди буквы’» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
Можно провести игру на внимание у старших дошкольников с буквами, так проверяется его устойчивость.
Воспитатель даёт детям листы с текстами и просит детей зачеркивать определённую букву из алфавита.
Такой вариант возможен только со старшими дошкольниками.
Дети ищут в тексте заданную букву во всех словах, а воспитатель засекает время и по итогам проверяет ошибки.
Усложняя задание, воспитатель может попросить зачеркивать по две буквы или буквы стоящие парами, к примеру «ОК», «АЯ».[/su_box]
[su_box title=»Игра ‘Пятнашки’» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
Особенности развития внимания ребенка в этой игре заключается в том, что предварительно готовится или рисуется квадратная таблица из пятнадцати или более клеточек.
В каждую клеточку вразброс ставится цифра.
Ребёнок должен по порядку показать цифры – 1, 2, 3 … Более сложный вариант – показать цифры в обратном порядке – 15, 14, 13… [/su_box]
[su_box title=»Игра ‘Путаница’» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
С детьми можно провести игру «Путаница»
Рисуются несколько зверушек, и от них идут кривые, запутанные линии к такому же количеству хижин.
Ребёнок должен по линии, которая является дорогой, найти и провести зверушку к своему жилищу.
Для мальчиков можно нарисовать транспорт (самолёт, машинка, паровозик) и гараж.
Дети должны при помощи пальца, или какого-нибудь предмета распутать линию и найти конечный путь.
По мере приобретения навыков, каждый из детей прокладывает дорогу к дому визуально.
Кроме этой игры для развития внимания у старших дошкольников можно нарисовать лабиринт с множеством тупиков и одним выходом.
Ребёнок из центра лабиринта должен найти выход наружу. [/su_box]
[su_box title=»Игра ‘Раскрась бабочку‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
Берётся картинка бабочки с разноцветными, узорчатыми крыльями.
Одно крыло бабочки раскрашено, а второе предлагается раскрасить ребёнку.
Предлагается использовать до 12 цветов.
Можно таким же образом использовать другую картинку или взять две похожих картинки, чтобы одна из них была уже раскрашена. [/su_box]
[su_box title=»Игра ‘Съедобное — несъедобное‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
В этой игре тренируется функция и особенности переключаемости внимания.
Воспитатель называет различные слова, а ребёнок должен внимательно слушать.
Если встречается среди слов съедобное, то ребёнок делает хлопок в ладоши.
Пример игры: Корова, трава, самолёт, конфета, дерево.
На слове конфета ребёнок должен отреагировать и хлопнуть в ладоши.
В конечном итоге, при овладении способностью переключения внимания ребёнок реагирует на правильные слова безошибочно. [/su_box]
В среднем продолжительность занятий с детьми по тренировке внимания не должна превышать пятнадцати, двадцати пяти минут. При усталости или недомоганиях в организме внимание любого человека притупляется, а уж у маленького ребёнка тем более.
Поэтому занятия должны быть интересными, а не изнурительными. Всё бремя обучения детей ложится целиком и полностью на воспитателей дошкольных детских учреждений, а также родителей дошкольников. Это их неотъемлемая роль в жизни ребёнка.
Стоит заметить, что дети, посещающие детский сад, намного образованнее, сообразительнее и внимательнее, чем домашние.
Проблема домашних детей не в том, что они глупее, или им не хватает общения, а в том, что детский сад даёт первоначальные навыки, готовит дошкольников к первому классу.
Во время занятий детям даются не просто знания, а еще и развиваются способности получать и усваивать новые навыки. У тех детей, которые не научились использовать свой потенциал и не развили свои способности своевременно, в годы раннего детства, с первого класса школьные проблемы только начинаются.