Педагоги и психологи уделяют большое внимание проблеме развития связной речи у дошкольников, что является одним из основных условий развития ребенка как фактора успешного дальнейшего обучения в школе. Любое отклонение в развитии речи дошкольника заметно в его поведении и любой деятельности, в различных ее формах.
Развивать перед обучением в школе необходимо все стороны речи. Но многие речевые отклонения и нарушения выявляются лишь в процессе школьного образования.
Связная речь у дошкольников
Именно в старшем дошкольном возрасте следует выявить серьезные отклонения в речи, и незамедлительно приступить к научению детей верно и связно произносить слова, фразы.
Важно подчеркнуть, что старший дошкольный возраст – это как раз то время, когда целесообразно закладывать фундамент речевого становления ребенка, как будущего первоклассника.
Эталоном правильной речи является взрослый, который рядом: воспитатель или родители. На воспитателя дошкольник смотрит как на образец во всем. Поэтому если воспитатель будет доброжелателен, внимателен к ребенку, то это послужить неким толчком к доверию со стороны ребенка. Это также благоприятно предшествует формированию всей личности дошкольника. А.А. Люблинская подчеркнула, что речевая деятельность дошкольников, пока он посещает детский сад и впоследствии школу, очень быстро развивается.
Когда ребенок приходит в первый раз в первый класс, он приучается слушать объяснения воспитателя, следить во время объяснения за мыслью педагога.
Значит, воспитатель и сам должен правильно говорить, у него должна быть четкая, правильная, выразительная связная речь.
Со временем речь старшего дошкольника начинает изменяться. Поэтому регулярно следует уделять внимание формированию у детей как устной, так и письменной речи.
Связная речь — не для всех?
Важная задача в старшем дошкольном возрасте – подготовить дошкольника к обучению в школе, потому необходимо развивать у ребенка умения и навыки связной речи, чтобы дошкольник мог правильно и последовательно передавать то, что он увидел. Он должен правильно произносить все слова и фразы.
Связность детской речи должна являться предметом особой заботы со стороны педагогов, а также и родителей.
Так как ребенок склонен подражать взрослым, в том числе и в том, как говорит взрослый, то подражание должно носить обучающий и воспитательный характер.
Взрослый должен обращаться, давать указания и разъяснения, делать замечание, задавать ребенку вопросы, поправлять его высказывания – и все это он должен делать с уважением к маленькому воспитаннику.
[note]
Педагог сам должен обладать грамотной речью, так как дети очень внимательно слушают, не только что, но и как говорит взрослый. Со временем речь ребенка изменяется, развиваются ее формы.[/note]
К сожалению, не все дети в процессе овладения речью бывают успешны. Иногда в процессе становления устной речи у детей возникают определенные трудности, возникают различные отклонения, которые мешают нормальному ходу ее развития. К этому необходимо относиться очень внимательно и вовремя их устранять. В противном случае такие отклонения в речи будут способствовать умственному развития ребенка.
В процессе развития связной речи у старших дошкольников можно прибегать к различным видам речевой деятельности. Это пересказ, описание картин, того, что окружает, явлений природы. Это могут быть и создание творческих рассказов, беседы по картинкам, что является наиболее привлекательным для старших дошкольников.
Для того чтобы дети научились связно выражать свои мысли, нужно учить их правильному построению предложений. Составлять рассказы по сюжетным картинкам очень важно в развитии детской речи, которая станет богатой и правильной.
Чтобы ребенок захотел использовать правильные выражения в своей речи, нужно заинтересовать его, побудить поделиться своими мыслями, и на этом желании уже строить процесс обучения связной речи.