Общее недоразвитие речи, наблюдаемое у детей дошкольного возраста, хорошо слышащих и обладающих нормальным уровнем интеллекта, — это наличие глубокого речевого расстройства, мешающего нормальному развитию всей системы речи.
Недоразвитие речи касается как смыслового, так и звукового аспекта.
Нарушение или недоразвитие речи проявляется в том, что малыш начинает поздно говорить, обладает небольшим словарным запасом, неспособен строить свою речь грамматически правильно, у него есть дефекты произношения или наблюдаются проблемы с фонемообразованием.
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может иметь разную степень тяжести. Некоторые дети совсем не разговаривают. Другие же достаточно хорошо общаются, но у них наблюдаются недостаточно развитая лексика, грамматика и фонетика речи.
Разделим общее недоразвитие речи на четыре условных уровня и обсудим более подробно каждый из них. Первых два уровня касаются очень глубокого нарушения речи, а последний затрагивает лишь определенные аспекты речи при общем хорошем ее состоянии.
Первый уровень (речь практически или полностью отсутствует)
У детей дошкольного возраста, достигших возраста 5-6 лет, как правило, наблюдается высокий уровень развитости речи и грамматического строя речи. Однако дети с первым уровнем общей недоразвитости речи, к сожалению обладают очень скудным словарным запасом, либо абсолютно не говорят.
Вместо полных слов эти дети произносят комплексы звуков или издают звукоподражательства. Часто эти звуки сопровождаются жестами, придуманными самими детьми, которые трудно понять остальным.
Иногда вместе с подобными лепетными словами и жестикуляцией, дети дошкольного возраста все же используют полноценные слова, однако они не способны их полностью грамотно произнести, правильно подобрать падеж и окончание, а зачастую дети даже путают значение этих слов. Такие дети практически не способны обозначать предметы, людей и действия.
Дети часто называют одну и ту же вещь разными словами в разных ситуациях. Например, говоря о пауке, такой ребенок может назвать его и жуком, и мухой, и тараканом, и червяком. Причем даже для употребления этих слов малыш использует устойчивую для него искаженную конструкцию. Например, таракан заменяется на слово «тлякан».
Иногда дошколенок даже путает действие с предметом. Дверь он может называть словом «открыть», а футбол он может назвать словом мяч. Либо наоборот, ребенок может вместо действия называть предмет. Вместо слова спать, он говорит «кровать».
Дети этой категории не способны объединять слова в фразы.
Лишь иногда они способны выразить свою мысль лепетными словами, составляющие максимум двухсловные словосочетания. Например, «папа туту», что значит «папа ушел».
Скудный словарный запас этих детей в основном состоит из слов, которые отражают конкретные образы и чувства ребенка. Он называет лишь то, что видит и чувствует. Если же говорить о каких то абстрактных вещах, то на этой ступени развития речи они недоступны детскому разуму.
Также нет возможности для таких детей применять морфологические элементы для придания словам новой формы. Абсолютно отсутствует понимание о флексии. Дети выражают свои мысли, используя корни слов, без изменения их окончаний, приставок и суффиксов.
Причем не стоит считать, что такие дети не понимают того, что говорят окружающие.
Наличие низкого уровня активного словарного запаса совсем не говорит о том, что так же скуден и пассивный словарный запас. Были проведены исследования, которые показали, что не смотря на более развитый пассивный словарный запас, эти дети все таки не понимают многое из речи окружающих людей. Они нуждаются в подсказках.
Они понимают речь окружающих только в контексте окружающих вещей и происходящих событий. Услышав эти же слова без контекстной подсказки, они уже не смогут понять, что такие слова означают. Они не способны отличить глаголы прошедшего времени от настоящего и будущего времени. Не могут увидеть разницы между словами, обозначающими мужской род или женский.
Для ребенка на этом уровне развития речи играет важную толь лишь лексическое значение слова, и совсем не играет никакой роли грамматическая форма.
Если говорить о звуковой составляющей речи, то стоит отметить, что помимо скудного и своеобразного запаса слов у таких детей также часто наблюдается непостоянство в произношении тех или иных звуков или слов. Они могут одно и то же слово в разное время называть по разному.
Таким образом, отсутствует устойчивая ассоциативная связь между точным названием предмета и самим предметом. Например, слово дверь малец может называть то словом «теф», то словом «вефь», то вообще заменить его на слово «откыть».
Глубокое нарушение или недоразвитие речи мешает детям воспроизводить не только слова целиком, но и отдельные слоги внутри слов. Чаще всего такие дети используют односложные, максимум двусложные звуковые конструкции. Если же ребенок повторяет какое то слово за взрослым, то он сокращает его до одного или двух слогов.
Дошкольник на этом уровне своего развития совсем не обладает способностью воспринимать слоговую структуру слова. Тем более он не может ее полноценно воспроизвести. Лишь единицы способны воспроизводить трех-или четырехсложные слова.
Уровень лепетной речи не позволяет таким детям приступить к полноценному освоению школьных предметов. Они нуждаются в предварительной большой предварительной работе по подготовке, прежде чем будут готовы пойти учиться в школу.
Второй уровень
(обладает достаточно высоким запасом слов, однако наблюдаются ярко выраженные дефекты речи, которые очевидны как для специалиста, так и для окружающих)
Такие дети используют уже не просто жесты и лепетные речевые конструкции, но достаточно регулярно употребляют целые речевые конструкции, пусть даже и искаженные грамматически и фонетически.
Если говорить о существительных, то они используются исключительно в именительном падеже. Также наблюдаются проблемы в словообразовании глаголов.
Глаголы, как правило, применяются в инфинитиве либо в форме третьего лица. Но при этом они употребляются несогласованно с существительными. На вопрос: «Где лежат конфеты?» отвечает: «Кухня, стол».
Очень редко такие дети используют в своей речи прилагательные. И даже если используют, они не способны грамотно связывать их с другими словами («красин лента» вместо «красная лента»).
Предлоги практически не используются в речи или используются крайне редко и при этом с большими ошибками. («Я шли горка» — вместо «Я ходил на горку»).
Частицы и союзы также практически не используются в речи.
Заметно иногда, что малыш пытается грамотно сформулировать свою мысль, правильно образовывая отдельные слова и конструкции, однако это у него не получается.
В отличие от детей первой стадии развития речи понимание речи окружающих людей значительно лучше. Дошкольник даже различает разные грамматические формы, но не может внедрить в свою речь устойчивое их применение.
Иногда такие дети способны на слух определить и понять, в какой форме употребляется слово: во множественном или единственном числе. Намного легче ему это сделать по отношению к тем словам, в которых встречается ударное окончание.
Род и число прилагательного такие дети определить не в состоянии. Предлоги идентифицируются ими только в знакомой ситуации.
Получается, что небольшие навыки грамматики употребления глаголов и существительных у детей есть. Но навыками словообразования они совсем не обладают.
Если сравнивать с детьми первого уровня недоразвития речи, эти дети уже более способны к воспроизведению слогов, как части полных слов. Хотя все же очевидным для окружающих являются яркие дефекты в воспроизведении звуков.
Особенно сложно произносить этим детям слова, которые содержат в своем составе два слога: обратный и прямой. Хотя количество звуков в таком слове ребенок хорошо воспринимает, при произнесении он делает ошибки, меня звуки местами. Вместо слова «окно» ребенок произносит «кано», «ано» или даже «ако».
Еще более сложным является нарушение, а именно, произношение слов со стечением в слоге согласных. В таких случаях ребенок как бы выбрасывает некоторые звуки или снова меняет их местами. Вместо слова «звезда» такой ребенок произносит «визьга» или даже «вида». Вместо слова «голова» ребенок произносит «ава».
Слова, состоящие из четырех или больше слогов, дети произносят настолько искаженно, что окружающие люди совсем не могут их понять. Эти слова становятся совсем непохожими на исходные.
Что касается развернутой речи, то произношение таких детей нарушается в еще большей степени. Если какой-то слово ребенок произносит более-менее правильно,
То в составе словосочетания или предложения он начинает с искажением произносить и это слово тоже. Так как ребенок не владеет в нужной степени звуковым составом слов, ему сложно пополнять свой словарный запас новыми словами и трудно осваивать новые грамматические правила. Дети с этим уровнем не способны читать и писать без специального профессионального обучения.
У детей дошкольного возраста этого уровня к школьному периоду уже достаточно большой словарный запас и они могут обмениваться информацией с окружающими людьми, но все же недостаток словарного запаса и проблемы в произношении и построении речевых конструкции проявляются достаточно ярко.
Подчеркнем еще раз некоторые особенности детей со вторым уровнем развития речи:
- они имеют некоторый запас слов, включающих в себя не только существительные и глаголы, но и прилагательные;
- они умеют работать с формами словоизменения, что обогащает их речь;
- они пользуются фразами;
- они лучше понимают речь окружающих людей, их активный и пассивный словарные запасы постоянно пополняются, расширяется представление о грамматических формах;
- резкое нарушение произношения звуков, отсутствие способности анализировать звуковой состав слова и воспроизводить его.
О следующих уровнях недоразвития речи пойдет речь в другой статье.