Характеристика ребенка с развитой познавательной активностью

Мальчик с книгой Развитие детей

Познавательная активность ребенка — Четвертый год жизни

На четвертом году жизни ребенок приобретает первый бытовой опыт, практические умения и навыки. Происходит развитие ощущений, восприятие действительности.

Ребенок быстро и правильно понимает то, что ему говорят, реагирует на новизну ситуации. Он свободно манипулирует различными вещами.

Во время простейших действий у ребенка возникает потребность познавать новое, получать при этом положительные эмоции.

Ребенок в этом возрасте проявляет начальные формы исследований:

  • умеет формулировать вопросительные предложения;
  • стремится получить информацию;
  • определяет цель своих действий соответствующими словами: «пойду», «нарисую», «построю» и др.;
  • умеет анализировать объекты — по одному-двум признакам, находит изменения в объектах;
  • интересуется результатами своих поисковых действий, гордится ими и ожидает оценки от тех, кто рядом.

В этом возрасте ребенок охотно играет в дидактические игры: «Отгадай, что в мешочке», «Чей голос», «Угадай, что спрятано», «Угадай по вкусу», «Чей домик», выполняет задания типа «покажи», «найди».

В этих играх он проявляет свои знания и элементарный опыт, пытается передать их сверстникам: «Я тебе покажу», «Я тебе расскажу», «Давай найдем вместе».

Пятый год жизни

На пятом году жизни познавательная активность ребенка характеризуется следующими показателями:

  • проявляет интерес к тому, что происходит в группе и окружающей среде;
  • устанавливает причинно-следственные связи между предметами и событиями;
  • использует знания и опыт в различных видах деятельности в новых условиях;
  • удовлетворяет свои интересы в деятельности, которую выбирает самостоятельно, особенно если она новая и интересная;
  • дифференцирует с помощью анализаторов различные свойства предметов и явлений окружающего мира;
  • исследует объекты привычным для себя способом;
  • экспериментирует с предметами, проводит опыты;
  • впоследствии и внутренние свойства, возможные действия и т.п.;
  • осуществляет различные действия;
  • радуется открытиям;
  • обосновывает собственные рассуждения с элементами доказательства;
  • осуществляет самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы;
  • действует согласно цели;
  • делает выбор;
  • расширяет и углубляет знания о предметах, которые его интересуют.

Интерес ребенка этого возраста имеет познавательно-оценочный характер.

Он умеет сравнивать, синтезировать обобщать в играх: «Скажи, что запомнил», «Что произойдет, если…» «Четвертый лишний», «Разложи на группы» «Чем похожи», «Чем отличаются», «Угадай, что я хочу сказать», «Кто лучший поэт», «Что изменилось», «С какого дерева листочек», «Ступени», «Отгадай на ощупь» и другие. Охотно и с радостью принимает участие в отгадывании загадок, проявляя при этом любознательность, уважение, наблюдательность, память.

Сам придумывает загадки на темы из окружающего мира.

Шестой год жизни

В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает от взрослых и самостоятельно ставит познавательное задание.
Девочка за чтением
Он:

  • сконцентрирован на деятельности, которой занят;
  • проявляет готовность преодолевать трудности;
  • составляет план действий;
  • активно осуществляет поиски решения;
  • самостоятельно принимает решения и готов отвечать за его последствия;
  • подбирает способы решения задачи;
  • достигает результата и проверяет его;
  • оценивает собственные «могу», «не могу», «хочу», «не хочу»;
  • взвешивает «надо» и «хочется»;
  • отличает главное от второстепенного;
  • настойчиво решает проблему, пока не завершит начатое;
  • находит больше одного способа решения проблемы;
  • предусматривает последовательность событий;
  • преодолевает трудности, которые возникают;
  • применяет волевые усилия;
  • проявляет элементарные формы критического мышления, творческого воображения;
  • проявляет активность в деятельности.

Ребенок шестого года жизни с удовольствием играет в дидактические игры «Радуга», «Запомни и расскажи», «Отгадай на ощупь», «Овощи и фрукты», «Зоологическая пирамида», «Путаница» и др; составляет пазлов, танграми; решает логические задачи, головоломки; находит выход из лабиринтов; играет в исследовательские игры со снегом, песком, водой.

Экспериментирует с различными по свойствам материалами. Делает обобщающие выводы, аргументируя свои мысли. Подсказывает сверстникам решение познавательного задания.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.