Познавательная активность ребенка — Четвертый год жизни
На четвертом году жизни ребенок приобретает первый бытовой опыт, практические умения и навыки. Происходит развитие ощущений, восприятие действительности.
Ребенок быстро и правильно понимает то, что ему говорят, реагирует на новизну ситуации. Он свободно манипулирует различными вещами.
Во время простейших действий у ребенка возникает потребность познавать новое, получать при этом положительные эмоции.
Ребенок в этом возрасте проявляет начальные формы исследований:
- умеет формулировать вопросительные предложения;
- стремится получить информацию;
- определяет цель своих действий соответствующими словами: «пойду», «нарисую», «построю» и др.;
- умеет анализировать объекты — по одному-двум признакам, находит изменения в объектах;
- интересуется результатами своих поисковых действий, гордится ими и ожидает оценки от тех, кто рядом.
В этом возрасте ребенок охотно играет в дидактические игры: «Отгадай, что в мешочке», «Чей голос», «Угадай, что спрятано», «Угадай по вкусу», «Чей домик», выполняет задания типа «покажи», «найди».
В этих играх он проявляет свои знания и элементарный опыт, пытается передать их сверстникам: «Я тебе покажу», «Я тебе расскажу», «Давай найдем вместе».
Пятый год жизни
На пятом году жизни познавательная активность ребенка характеризуется следующими показателями:
- проявляет интерес к тому, что происходит в группе и окружающей среде;
- устанавливает причинно-следственные связи между предметами и событиями;
- использует знания и опыт в различных видах деятельности в новых условиях;
- удовлетворяет свои интересы в деятельности, которую выбирает самостоятельно, особенно если она новая и интересная;
- дифференцирует с помощью анализаторов различные свойства предметов и явлений окружающего мира;
- исследует объекты привычным для себя способом;
- экспериментирует с предметами, проводит опыты;
- впоследствии и внутренние свойства, возможные действия и т.п.;
- осуществляет различные действия;
- радуется открытиям;
- обосновывает собственные рассуждения с элементами доказательства;
- осуществляет самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы;
- действует согласно цели;
- делает выбор;
- расширяет и углубляет знания о предметах, которые его интересуют.
Интерес ребенка этого возраста имеет познавательно-оценочный характер.
Он умеет сравнивать, синтезировать обобщать в играх: «Скажи, что запомнил», «Что произойдет, если…» «Четвертый лишний», «Разложи на группы» «Чем похожи», «Чем отличаются», «Угадай, что я хочу сказать», «Кто лучший поэт», «Что изменилось», «С какого дерева листочек», «Ступени», «Отгадай на ощупь» и другие. Охотно и с радостью принимает участие в отгадывании загадок, проявляя при этом любознательность, уважение, наблюдательность, память.
Сам придумывает загадки на темы из окружающего мира.
Шестой год жизни
В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает от взрослых и самостоятельно ставит познавательное задание.
Он:
- сконцентрирован на деятельности, которой занят;
- проявляет готовность преодолевать трудности;
- составляет план действий;
- активно осуществляет поиски решения;
- самостоятельно принимает решения и готов отвечать за его последствия;
- подбирает способы решения задачи;
- достигает результата и проверяет его;
- оценивает собственные «могу», «не могу», «хочу», «не хочу»;
- взвешивает «надо» и «хочется»;
- отличает главное от второстепенного;
- настойчиво решает проблему, пока не завершит начатое;
- находит больше одного способа решения проблемы;
- предусматривает последовательность событий;
- преодолевает трудности, которые возникают;
- применяет волевые усилия;
- проявляет элементарные формы критического мышления, творческого воображения;
- проявляет активность в деятельности.
Ребенок шестого года жизни с удовольствием играет в дидактические игры «Радуга», «Запомни и расскажи», «Отгадай на ощупь», «Овощи и фрукты», «Зоологическая пирамида», «Путаница» и др; составляет пазлов, танграми; решает логические задачи, головоломки; находит выход из лабиринтов; играет в исследовательские игры со снегом, песком, водой.
Экспериментирует с различными по свойствам материалами. Делает обобщающие выводы, аргументируя свои мысли. Подсказывает сверстникам решение познавательного задания.