Характеристика ребенка с развитой познавательной активностью

Познавательная активность ребенка - Четвертый год жизни

На четвертом году жизни ребенок приобретает первый бытовой опыт, практические умения и навыки. Происходит развитие ощущений, восприятие действительности.

Ребенок быстро и правильно понимает то, что ему говорят, реагирует на новизну ситуации. Он свободно манипулирует различными вещами.

Во время простейших действий у ребенка возникает потребность познавать новое, получать при этом положительные эмоции.

Ребенок в этом возрасте проявляет начальные формы исследований:

  • умеет формулировать вопросительные предложения;
  • стремится получить информацию;
  • определяет цель своих действий соответствующими словами: «пойду», «нарисую», «построю» и др.;
  • умеет анализировать объекты — по одному-двум признакам, находит изменения в объектах;
  • интересуется результатами своих поисковых действий, гордится ими и ожидает оценки от тех, кто рядом.

В этом возрасте ребенок охотно играет в дидактические игры: «Отгадай, что в мешочке», «Чей голос», «Угадай, что спрятано», «Угадай по вкусу», «Чей домик», выполняет задания типа «покажи», «найди».

В этих играх он проявляет свои знания и элементарный опыт, пытается передать их сверстникам: «Я тебе покажу», «Я тебе расскажу», «Давай найдем вместе».

Пятый год жизни

На пятом году жизни познавательная активность ребенка характеризуется следующими показателями:

  • проявляет интерес к тому, что происходит в группе и окружающей среде;
  • устанавливает причинно-следственные связи между предметами и событиями;
  • использует знания и опыт в различных видах деятельности в новых условиях;
  • удовлетворяет свои интересы в деятельности, которую выбирает самостоятельно, особенно если она новая и интересная;
  • дифференцирует с помощью анализаторов различные свойства предметов и явлений окружающего мира;
  • исследует объекты привычным для себя способом;
  • экспериментирует с предметами, проводит опыты;
  • впоследствии и внутренние свойства, возможные действия и т.п.;
  • осуществляет различные действия;
  • радуется открытиям;
  • обосновывает собственные рассуждения с элементами доказательства;
  • осуществляет самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы;
  • действует согласно цели;
  • делает выбор;
  • расширяет и углубляет знания о предметах, которые его интересуют.

Интерес ребенка этого возраста имеет познавательно-оценочный характер.

Он умеет сравнивать, синтезировать обобщать в играх: «Скажи, что запомнил», «Что произойдет, если...» «Четвертый лишний», «Разложи на группы» «Чем похожи», «Чем отличаются», «Угадай, что я хочу сказать», «Кто лучший поэт», «Что изменилось», «С какого дерева листочек», «Ступени», «Отгадай на ощупь» и другие. Охотно и с радостью принимает участие в отгадывании загадок, проявляя при этом любознательность, уважение, наблюдательность, память.

Сам придумывает загадки на темы из окружающего мира.

Шестой год жизни

В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает от взрослых и самостоятельно ставит познавательное задание.
Девочка за чтением
Он:

  • сконцентрирован на деятельности, которой занят;
  • проявляет готовность преодолевать трудности;
  • составляет план действий;
  • активно осуществляет поиски решения;
  • самостоятельно принимает решения и готов отвечать за его последствия;
  • подбирает способы решения задачи;
  • достигает результата и проверяет его;
  • оценивает собственные «могу», «не могу», «хочу», «не хочу»;
  • взвешивает «надо» и «хочется»;
  • отличает главное от второстепенного;
  • настойчиво решает проблему, пока не завершит начатое;
  • находит больше одного способа решения проблемы;
  • предусматривает последовательность событий;
  • преодолевает трудности, которые возникают;
  • применяет волевые усилия;
  • проявляет элементарные формы критического мышления, творческого воображения;
  • проявляет активность в деятельности.

Ребенок шестого года жизни с удовольствием играет в дидактические игры «Радуга», «Запомни и расскажи», «Отгадай на ощупь», «Овощи и фрукты», «Зоологическая пирамида», «Путаница» и др; составляет пазлов, танграми; решает логические задачи, головоломки; находит выход из лабиринтов; играет в исследовательские игры со снегом, песком, водой.

Экспериментирует с различными по свойствам материалами. Делает обобщающие выводы, аргументируя свои мысли. Подсказывает сверстникам решение познавательного задания.

Ссылка на основную публикацию