Психическое развитие детей дошкольного возраста проявляется в том, что в этом возрасте претерпеваются характерные изменения познавательных процессов. Дошкольники завершают овладение родной речью, и её развитие продолжает идти совершенно в другом направлении.
У ребёнка начинает развиваться фонематический слух и постепенно улучшается звуковое произношение слов и предложений. Интенсивно начинает пополняться словарный запас, повышается грамотность. Ребёнок понимает слова и постепенно строит правильные и всё более содержательные и осознанные предложения. При составлении предложений уже становится правильное произношение и интонация.
Интерес ребёнка к внешнему миру растёт, а вместе с ним и растёт круг общения, появляются друзья, товарищи и новые собеседники. Речь становится важным звеном психологического развития ребёнка. Речь, по мере развития, играет множество функций: коммуникативная, ситуативная, планирующая, знаковая, экспрессивная.
Последняя функция непосредственно связана с ярким выражением эмоций. С помощью экспрессивной речи ребёнок пытается повлиять на взрослых, но с возрастом это становится всё менее действенным, и тогда ребёнок начинает действовать сдержаннее, речь преобразуется из демонстративной в естественную, контролируемую.
Самооценка ребёнка от 3-х лет во многом схожа с ранней самооценкой, также как и в младенчестве, она зависит от собственных эмоций «Я хороший – Я плохой» и рациональной оценки взрослыми.
Мальчики стараются быть похожими на мужчин – сильными и смелыми, галантными, обходительными, а девочки — на женщин, перенимая их особенности характера и умения, нежными, ласковыми, старательными и аккуратными, эти поведенческие формы уже имеют половые признаки.
В этом возрасте уже постепенно происходит развитие эмоционально-волевой сферы. У детей дошкольного возраста характер становится более сносным и терпеливым, остывает тот пыл состояния аффекта, который наблюдался ранее.
Эмоции развиваются также как и в раннем детстве и даже более стремительно, но они становятся интеллектуальнее и рассудительнее. Более подходящей средой для эффективного и качественного эмоционального развития дошкольников является коллектив с такими же детьми дошкольниками. Это давно уже доказано множеством исследований детской психологии и развития.
В коллективе зарождаются новые чувства, взаимно связывающие детей, прежде всего, такое как сопереживание. Дошкольники уже свободно справляются с ситуацией выбора. Хорошей мотивацией ребёнка служит похвала, поощрение, награждение, совсем не действенные способы влияния на ребёнка, такие как наказание, и бессмысленно брать обещания у ребёнка или ему, что-то обещать.
У ребёнка в дошкольном возрасте начинается проявление осознания этических норм. Первоначально понимание этического поведения основано на чужих поступках, своих поступков дети пока еще не замечают и не способны оценить их правильность. При правильном образовании ребёнок осваивает полностью этические нормы и старается соответствовать им ближе к концу среднего дошкольного возраста.
Особенности психического развития детей — дошкольников
Общие понятия и представления мировоззрения
У детей не может всё время получаемая и откладываемая в сознании и подсознании информация находиться в беспорядке. Дошкольники постепенно начинают упорядочивать и придавать смысл своим приобретенным навыкам. Так как дети ещё не понимают всего происходящего вокруг, их суждения просты и привязаны к человеку, в том числе и явления природного характера.
Например, если светит солнце, то в детском понимании, это происходит для того, чтобы греть людей и освещать им дорогу.
В пятилетнем возрасте дошкольники самостоятельно рассуждают, как маленькие философы. На все вопросы они дают полные и рассудительные ответы, которые черпают из собственных наблюдений, сказок, рассказов, фильмов. Из множества образов у них складывается собственная версия происходящего.
Наступает такой период развития, когда ребёнок начинает остро нуждаться в новой информации для удовлетворения собственного познавательного интереса. Он готов впитывать новую информацию, заполняя пробелы собственного познания, и этот момент нельзя не заметить. Постоянные назойливые вопросы ребёнка порой очень сильно раздражают взрослых, но в эти моменты нельзя детей отталкивать, им нужны ответы, и им нужны именно вы, как самый близкий человек.
Можно сделать вывод, что ребёнок подошёл к тому возрасту или этапу развития, который позволяет ему продолжить своё образование, но уже на базе школьного учреждения.
Представления об этических принципах
Этика и эстетика, становятся поводом для размышления дошкольника, который начинает взвешивать и сопоставлять эти слова и их значение. На основе полученных знаний дома, в обществе и в дошкольном учреждении, дети начинают задумываться о том, что можно считать хорошим, а что плохим. К сопоставлениям можно отнести детские рассуждения о том, что зло – это плохо, красота – это хорошо.
Соподчинение мотивов
Дети начинают больше опираться на собственную рассудительность, нежели на амбиции, дошкольники учатся справляться с подстерегающими трудностями, слово «товарищ» для них обретает новый смысл и уровень отношений, они готовы оказать поддержку другу.
Поведение
У детей наступает такой этап развития, при котором манеры поведения складываются из приобретённых навыков и знаний норм и правил. Дети стремятся следовать нормам и правилам и подстраиваются по этические принципы, их поступки становятся более взвешенными и морально обоснованными.
Сознание
Ребёнок уже начинает подстраиваться под общество, выстраивает межличностные отношения и занимает в них определённое место и статус.
Внутренняя готовность к школе
Ребёнок считает, что он готов перейти на следующую ступень развития, он считает себя взрослым и стремится как к полноценному общению с взрослыми людьми, так и к познанию большего и другого формата, отличающегося от детсадовского воспитания.
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
Это означает, что ребёнок достиг нужного интеллектуального развития для следующего шага – поступления в школу.
Обучение интеллектуальным дисциплинам, таким как чтение, письмо, математические формы обучения, происходит и в подготовительной группе детского сада и даже раньше. Это важно, но не означает, что ребёнок, получив первоначальные навыки, готов сразу идти в школу. Между школой и детским садом имеется значительное различие в образовательном процессе, разные подходы и разная структура образования. В детском саду всё завязано на игровых формах, в школе на познании предметов и логическом мышлении. Поэтому уже сейчас, с детского сада начинают развивать у детей логику мышления.
Наблюдая за ребёнком для того чтобы определить готов ли он к школе или нет, в первую очередь нужно смотреть насколько он способен соблюдать правила, готов ли он на себя самостоятельно брать ответственные поручения и роли в играх.
Оценке подвергается степень произвольного поведения дошкольника, соответствует ли оно готовности ребёнка к школе. Если сравнить детей по возрастам — 5, 6, и 7 лет, насколько они готовы к концентрации внимания и точности выполнения задания, то можно отметить значительную разницу.
Семилетний ребёнок будет скрупулёзно сидеть и выполнять задание до конца, шестилетний, вероятнее всего, начнёт отвлекаться и не закончит задание, даже если условия поставлены предельно ясно, пятилетний не будет следовать указаниям и начнёт придумывать собственные варианты. Задание по перекладыванию спичек из одной кучки в другую по одной спичке только подтвердит гипотезу о том, что раньше семилетнего возраста ребёнок не готов к школе, хотя и встречаются некоторые дети, развитие которых опережает свой возраст, но это единичные случаи.
В школе дети изучают научные предметы, и поэтому у ребёнка должно развиваться научное мышление, не являющееся точкой зрения ребёнка. Ребёнок не должен считать, что его точка зрения единственная. Также для того, чтобы изучать какой-либо предмет, ребёнок должен видеть его свойства, параметры, отдельные стороны, составляющие его содержание.
К концу дошкольного возраста ребёнок достигает нескольких линий развития:
- способность подчинения правилам, называемая произвольным поведением;
- развитые познавательные эталоны, способность к восприятию, пониманию, хранению и использованию полученной информации;
- переход от эгоцентризма к центрации;
- состояние мотивационного развития.
Наблюдения за развитием дошкольника позволят оценить его готовность к школьному обучению.