Исследование способности детей с неразвитой речью к словообразованию глаголов выявило, что дошкольники с этой патологией имеют трудности с восприятием физических характеристик языка. Также они не способны выявлять значения, заключенные в лексических и грамматических элементах языка.
Это приводит к тому, что у детей возникают ограничения в комбинаторских способностях, способствующих творческой реализации структуры языка при продуцировании собственных предложений.
Это приводит к тому, что у детей с ОНР возникают трудности в использовании морфем для словообразования. Во время исследования нами была замечена и зафиксирована следующая особенность: дети с нарушениями речи не ошибались, продуцируя глаголы, имеющие продуктивные аффиксы.
Трудности же появлялись тогда, когда было нужно не просто присоединить нужный аффикс к корню глагола, но и изменить структуру слогов внутри него и сместить ударение. Также тяжело получалось у таких детей образовывать глаголы от прилагательных. При этом у детей не экспериментальной группы таких проблем не возникало.
Причем очевидным стало то, что дошкольники с ОНР в импрессивной речи на уровне мыслей достаточно хорошо владеют способностью к словообразованию глаголов, а вот в экспрессивной речи в процессе моторной ее реализации как раз возникают проблемы.
То есть даже если ребенок способен из предложенных вариантов выбрать правильный ответ (хорошая развитость импрессивной речи), то в повседневной жизни воспроизвести этот же глагол ему не удается (экспрессивная речь).
Что значит «словообразование»
Следует отметить, что словообразование, с одной стороны , — это один из способов пополнения словарного запаса ребенка. Но с другой стороны, словообразование является частью морфологической системы языка, потому как процесс формирования слов – это по большей части процесс комбинирования разных морфем согласно языковым закономерностям.
Проведя исследования области словообразования глаголов мы выявили достаточно высокую степень затруднений у детей с ОНР при дифференциации форм глаголов. Это является следствием того, что в отличии от существительного, глагол имеет отвлеченную семантику и различие в семантике форм глагола довольно тонкое и сложное.
Оно не связано с ясными для сознания человека образами предметов, с которыми ребенку было бы работать гораздо проще. Поэтому для коррекционной работы с подобными детьми важно уделить особое внимание закреплению простых семантических моделей словообразования, использующих продуктивные аффиксы.
Работа логопеда с детьми по словообразованию в речи
Выделим основные направления работы логопеда с детьми, формирующей способность к словообразованию глаголов у дошкольников с неразвитой речью:
- расширение словарного запаса ребенка совместно с расширением знаний об окружающем мире, развитие навыков познавательной деятельности;
- закрепление понимания значения слов;
- активизация процессов, протекающих во время поиска подходящего слова и подбора нужного аффикса.
Уточнив уровень сформированности способности к словообразования глаголов у каждого ребенка, нужно приступать к ознакомлению детей с разными методами продуцирования глаголов. Сначала детям с нарушениями речи нужно поработать над упражнениями по анализу, которые способствуют развитию навыков ориентировании в морфологическом составе слова.
Например, можно дать задание выделить родственные слова, сравнить их по составу букв и длине, найти в них одинаковые по звучанию элементы и разные по звучанию.
Логопед должен обратить внимание детей на то, что родственные слова, хоть и отличаются друг от друга, все же имеют общую корневую основу. Понимание этого поможет детям овладеть на интуитивном уровне системой словообразовательных связей в родном языке.
Работа с детьми с ОНР
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, над формированием навыком по словообразованию глаголов, нужно особенно сосредоточиться на обучении ребят использованию продуктивных моделей словообразования.
Для того, чтобы дети могли закрепить работу с этими моделями, нужно помочь им видеть связь звучания морфемы с ее значением. В этом поможет работа со словами, имеющими одинаковую морфему. Сравнивая эти слова между собой, выделяя в них общее по значению и звучанию морфемы, отыскивая морфемы, дети запоминают их значение и способы применения.
Заключающей стадией подобных занятий должны быть хорош подобранные упражнения, которые помогут закрепить в сознании только что изученные модели словообразования.
Сравнивая слова с одинаковыми морфемами, нужно научить ребенка понимать семантику, значение используемой морфемы.
Для того, чтобы детям легче было научиться сравнивать звуковой состав разных слов, можно использовать специально разработанные для этого графические схемы.
Сначала разрабатывается графическая схема корневой основы слова, а потом к ней присоединяются схемы звуков, входящие в состав разных аффиксов.
Коррекционная работа, осуществляемая с детьми, имеющими нарушения в речи, не должна проводиться только одним лишь логопедом.
Очень важно наладить тесное сотрудничество и с воспитателями, и с родителями. И те, и другие, должны продолжать помогать детям закреплять приобретенные детьми навыки на специальных логопедических занятиях.
Важная задача логопеда – работа по регулярному информированию воспитателей о том, какие успехи делают подопечные им дети и какие у них есть трудности. В таком случае воспитатели смогут учитывать эту информацию, проводя занятия в общей группе.
Проведение логопедических занятий
Общеобразовательные занятия воспитатель тоже проводить работу по развитию речи у всех детей, наблюдает за хорошим произношением и правильным использованием звуков. Нужно особенно пристально обращать внимание на то, как дети справляются с задачей использования лексических и грамматических конструкций в своей речи.
Воспитатель, проводя занятия, использует разнообразный материал, который направлен на то, чтобы помочь детям закрепить изученные детьми у логопеда речевые конструкции.
- Дети должны успешно справляться с образованием множественного и единственного числа у существительных (стол – столы, кружка – кружки, игрушка – игрушки).
- Дети должны научиться изменять число у глагола, а также работать с прошедшим и настоящим временем (девочка идет, девочки идут, девочка шла, девочки шли).
- Дети должны уметь использовать притяжательные местоимения (мои игрушки, мой компот, моя мама).
- Дети должны справляться с использованием предложно-падежных категорий (В деревне молоко вкусное. Я сплю на кроватке).
- Дети должны работать с простыми и сложными предложениями.
Были разработаны дидактические игры, которые направлены на то, чтобы обучать дошкольников грамотно изменять слова, запоминать сложные словообразующие формы, которые часто используются в повседневной речи.
По мере увеличения практического опыта детей в использовании речевых конструкций меняется и используемый грамматический материал в этих играх.
Дидактические игры в работе по словообразованию
Нужно подбирать такие дидактические игры, которые бы помогали детям не просто запоминать те или иные словообразовательные формы, но и давали возможность усваивать практические методы и правила словообразования так, чтобы даже в незнакомых ситуациях и для незнакомых слов дети умели подбирать правильную словоформу самостоятельно.
Особо много времени нужно уделить работе с окончаниями у существительных во множественном числе в родительном падеже.
Большинство слов в нашем родном языке мотивированные. Это значит, что они были образованы от других слов. Например, от слова бумага произошли слова бумажник или бумажный.
Обычно для детского сада выбираются самые распространенные способы словообразования, используются названия детенышей животных, профессии людей, наименования посуды. Это помогает детям усваивать существительные, работать с их признаками и семантическими отношениями.
Материалы для занятия по развитию речи
Однако, для того, чтобы у дошкольников появился достаточный опыт речевой деятельности, важно включать в занятия и такой материал, который использует слова, не входящие в словарный запас на текущий момент. Так дети получают большую свободу для речевого творчества, что позитивно влияет на их речевое развитие. Но творчество это должно иметь границы.
То есть нужно с самого начала показать детям, какие существуют способы словообразования так, чтобы, занимаясь речевым творчеством, дети не закрепили у себя превратные представления о закономерностях языка.
Н.М. Капкова пишет о том, что хорошим методом развития словотворчества является следующий прием: нужно читать вместе с детьми знакомую им сказку или другой интересный отрывок художественной литературы и останавливаться, не договаривая слова, дав таким образом возможность ребенку самому договорить окончания этих слов.
Если ему трудно самому подобрать верное окончание, чтец в этом помогает. Также можно играть с различные творческие игры. Например, можно придумывать имена или названия различным сказочным героям и предметам.
С одной стороны, такие игры помогают в развитии творческой натуры личности ребенка, а с другой стороны закрепляют у него способность к словообразованию.
Хорошо себя зарекомендовали игры «Скажи правильно», «Один – много», «Мы и он».
Сотрудничество логопеда с воспитателями
В течении всего учебного года логопед постоянно сотрудничает с воспитателями: проводит для них открытые уроки, консультирует по вопросам развития речи, проводит беседы. Он должен объяснить, что есть необходимость занятий по построению грамматических и лексических языковых конструкций, помочь выбрать подходящие методы и приемы для этого.
Консультации касаются того, как упражнять детей в продуцировании предложений и составлению языковых конструкций в форме игр.
Родители также играют важную роль в помощи своим детям развивать способность правильно произносить различные звуки и применять грамматические конструкции в своей речи.
Логопед регулярно проводит работу и с родителями. Это является неотъемлемой частью коррекционного процесса. С первых же дней пребывания ребенка в коррекционной группе, логопед занимается и с его родителями.
Логопед должен объяснить родителям, как систематически заниматься дома, как контролировать речь ребенка, следить за правильностью его произношения и учить строить грамматически правильную речь.
В работу с родителями входит цикл бесед на темы «Игра в домашних занятиях с детьми», «Как помочь ребенку учить стихи», «Как описать игрушку».
Если есть потребность, можно организовать утренние пятиминутки, когда логопед отвечает на заданные родителями вопросы, связанные с коррекцией нарушения речи.