Мыслительные процессы в умственном развитии

Умственное развитие ребенка Развитие детей


Готовность ребенка к обучению определяется не объемом знаний, что он имеет, а тем, насколько у него развита умственная деятельность, то есть умение анализировать предметы, воспринимать, сравнивать их, систематизировать, группировать, обобщать.

Мыслительные процессы у детей

Именно умение совершать мыслительные операции обеспечивает детям сознательное усвоение знаний и одновременно дальнейшее умственное развитие ребенка.

Умственное развитие ребенка можно проследить в трех плоскостях:

  1. что ребенок знает, его мировоззрение, сложилась ли у него картина мира на конец дошкольного детства;
  2. на каком уровне развития находятся умственные способности, познавательные процессы ребенка: восприятие, память, речь, мышление, воображение, внимание; на что направлены его интересы; к чему имеет склонности, способности;
  3. насколько ребенок овладел некоторыми учебными навыками -чтения, счета, письма, организованности и тому подобное.

Понятно, что в общей картине умственного развития эти показатели взаимосвязаны.

Все дети 5-6 лет имеют определенные общие признаки умственного развития и вместе с тем каждый ребенок по каждому из этих показателей имеет отчетливые индивидуальные различия, которые больше всего зависят от тех условий, в которых растет и развивается ребенок.

Исследователи считают, что более 80 % тех знаний, которые имеет взрослый человек, усваиваются в дошкольном возрасте.

Итак, дошкольный возраст — особый относительно умственного развития ребенка и человека. Именно в эпоху дошкольного детства бурно развиваются все познавательные процессы: восприятие, память, речь, мышление, фантазия, начинают развиваться основные способности, интересы.

Знания, бесспорно, являются важным показателем умственного развития ребенка или взрослого человека.

Но о высоком уровне развития можно говорить только в том случае, когда знания ребенок приобретает самостоятельно, когда строятся занятия, игра, труд или обучение ребенка так, что создаются условия для развития его собственных познавательных возможностей, способностей, познавательных процессов — сенсорики (ощущений и восприятий), памяти, речи, воображения, мышления, внимания.

Умственное развитие ребенка — последовательность

Все эти процессы развиваются в определенной последовательности — от практического разума к теоретическому и, одновременно, в комплексе, то есть те, которые уже развились, являются основой для развития более сложных.

В умственном воспитании нужно предусмотреть определенную цепочку процессов.

Выдающийся исследователь проблем развития ребенка А.В.Запорожец писал, что умственное развитие ребенка как здание: этаж за этажом. Если какой-то этаж опустили, здание будет шатким.

Такие же пробелы бывают в умственном развитии, что проявляется в его этажности (знает, но не понимает), недееспособности и тому подобное.

Важной составляющей готовности к обучению является познавательная активность.

Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др.

Такая своеобразная любознательность детей и удовлетворение ее взрослыми стимулируют умственное развитие ребенка, способствуют формированию осмысленных знаний, то есть таких, которыми дети способны самостоятельно пользоваться в новых для них ситуациях, решать новые бытовые и учебные задачи.

Известно, что не у всех детей, которые приходят в школу, сформированы те умственные свойства, которые обеспечивают им дальнейшее успешное приобретение знаний и навыков. Эти дети испытывают большие трудности как в процессе усвоения знаний, так и во время их применения.

Несформированность умственной деятельности ведет к формальному усвоению знаний, которые характеризуются поверхностностью, и недостаточной гибкостью. Такие знания непрочны, они быстро забываются.

Итак, в многогранном процессе подготовки детей к школе особое место занимает развитие их мыслительной деятельности и познавательной активности. Если ребенок умеет читать, это еще не значит, что он уже подготовлен к школе.

Более значительным показателем этого является понимание прочитанного или прослушанного: умение устанавливать причинно-следственные связи в описанных явлениях, ответить на вопросы по поводу прочитанного, рассуждать.

Игра как средство развития мыслительной деятельности

Развитие мыслительной деятельности дошкольников обычно осуществляется в процессе игры, однако игра при этом должна быть направлена на умственное развитие ребенка и определенных мыслительных действий.

Мыслительный процесс — сравнение

Большого внимания в работе с дошкольниками требует такая важная мыслительная операция как сравнение, поскольку именно оно лежит в основе познания. Узнать какой-то предмет — значит отнести его к некой категории.

Еще К.Д.Ушинский говорил, что если бы мы встретились с предметом, который не могли бы ни с чем сравнить и ни от чего отличить, то мы не могли бы его узнать.

Сравнение неразрывно связано с другими мыслительными операциями: анализом — выделением отдельных частей, признаков предмета и синтезом — их сочетанием.

Ведь чтобы сравнить предметы по какому-либо признаку, нужно выделить его в объектах, которые сравниваются.

Таким образом, обучая детей сравнивать, мы одновременно учим их выделять и сопоставлять признаки предметов.

Развивая у детей умение сравнивать, их нужно приучать делать это последовательно.

Они должны понять, что сравнение осуществляется в определенном порядке. Если, например, сравниваются куклы, то сначала надо рассмотреть волосы, лицо, далее — руки, одежда, ноги, обувь, размер.

Сравнение в определенной последовательности обеспечивает ребенку подходящий анализ всех выделенных признаков.

Развитие анализа, сравнения обеспечивает у дошкольников формирование более сложных мыслительных операций классификации и обобщения, то есть объединение предметов и явлений в группы, классы на основе общих признаков.

Например, овощи растут на огороде, фрукты — это плоды, которые растут в саду на деревьях. Сложность этого процесса заключается в том, что предметы объединяются по общим, существенным признакам, которые не совпадают с внешними.

Каждый предмет имеет различные признаки, по которым он может быть отнесен в ту или иную группу. К примеру, есть тетради для письма, математики, рисования. Чтобы отнести конкретный тетрадь к некой категории, необходимо выделить определенный признак.

Группировка в мыслительной деятельности

Дошкольники, группируя предметы, часто опираются на внешние, видимые признаки и поэтому классифицируют их неправильно. Учитывая то, что правильность обобщения обеспечивает формирование у детей правильных понятий об окружающем мире, развитию этой операции должно уделяться много внимания. С этой целью целесообразно использовать различные игры.

Например, детям предлагаются 16 рисунков, из которых можно образовать восемь пар по родовыми признаками (стол, кровать, брюки, рубашка, корова, лошадь, яблоко, груша, ботинки, сапоги, машина, автобус, морковь, огурец, дуб, береза).

Надо найти пару к каждому рисунку. Когда малыши выполнят задание, воспитатель просит назвать обобщающим словом каждую пару. Если кому-то из детей задание кажется сложным, воспитатель одну группу называет сам. Воспитатель может подготовить много вариантов этой игры, исходя из имеющегося у него материала.

Целесообразно менять принцип группировки, чтобы дети понимали, что между предметами существуют разные связи. Так, можно предложить изображения предметов, которые сочетаются с функциональными связями.

Классификация как мыслительный процесс

Развитие классификации и обобщения у детей лучше происходит, когда их учат видеть несколько признаков в предметах, по которым их можно сочетать.

Например, задача, которая предполагает группировку предметов с учетом двух признаков — функционального назначения и размера. Дети должны выбрать среди рисунков, изображенных на отдельных карточках, подходящие по смыслу и размеру тех, которые представлены на большой карте.

Этой цели хорошо служат такие игры. Воспитанникам предлагают отдельные рисунки, на которых изображены корова, лошадь, свинья, коза, заяц, мышь, тигр, лев, медведь, курица, утка, гусь, воробей, ласточка, индюк, ворона, снегирь. Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы, назвать одним словом каждую группу.

Малыши имея представления о животных и птицах, делают это без труда. Далее воспитатель дает детям рисунки, на которых изображены только животные и просит разложить и на две группы, но не объясняет как. Дети должны отделить диких животных от домашних. Если дети самостоятельно не справятся с этим, возможны различные виды помощи:

  1. воспитатель сам кладет тигра в одну сторону, корову — в другую и предлагает детям сгруппировать самостоятельно — это наглядное пособие;
  2. воспитатель просит детей вспомнить, какие животные где живут, эта помощь предусматривает актуализацию знаний.

После этого аналогично используются рисунки с изображением птиц. Дети должны прежде со всего поделить их на диких и домашних.

Такие игры, формируя умение обобщать предметы по разным признакам, в то же время уточняют, обогащают знания детей, готовя их к обучению.

Развитие мыслительной деятельности предполагает формирование у детей умения размышлять, рассуждать, видеть причинно-следственные связи в явлениях. Этот процесс успешно происходит тогда, когда воспитатель не просто сообщает воспитанникам новые знания, но еще и активизирует их мышление, побуждая детей использовать свои знания о знакомых им явлениях для объяснения новых.

Такая активизация осуществляется в процессе беседы. Воспитатель, например, спрашивает детей: „Подумайте и объясните, почему весной в реке очень много воды?»

Если дети сразу не могут ответить, воспитатель дополнительными вопросами помогает им воспроизвести знания о снеге, весне. В конце концов, детям становится понятным явление, о котором их спрашивали.

Вопросы как стимул к размышлению

Вопросы, которые требуют от детей размышления, могут быть разные, но все они должны быть направлены на активизацию имеющихся у них знаний.

Например, из чего прорастает растение?

  • Какой транспорт называют водным?
  • Который наземным?
  • Который воздушным?
  • Почему в воде мяч не тонет, а круглый камень тонет?
  • Станет ли снежная баба теплой, если ее одеть в шубу?
  • Чем питаются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
  • Почему воздушный шарик большая, но легкая?
  • Почему лужи после дождя летом быстро исчезают?
  • Почему весной снег начинает таять?
  • Растут ли деревья зимой?
  • Почему, когда букет ставят в вазу, туда наливают воду?
  • Почему у утки есть перепонки между пальцами, а у курицы нет?

Рисунок как средство мыслительной деятельности

Богатый материал для развития мыслительной деятельности дает работа с рисунками. Задачи здесь могут быть самыми разнообразными, но наиболее целесообразными для развития мышления такие, где детям надо рассуждать, раскрывать причинно-следственные связи в изображенных событиях, объяснять их.

Примером одной из таких задач является установление последовательности рисунков. Такие задания вначале выполняются с помощью экспериментатора, постепенно малыши делают это самостоятельно.

Целесообразными являются задачи на сравнение сюжетных рисунков (похожих по сюжету).

Работу с этими рисунками лучше проводить так. Сначала дети составляют рассказ по одной серии рисунков, после рассказа они могут придумать название к ней. Далее такая же работа проводится по второй серии рисунков и лишь после этого малыши получают задание сравнить рисунки, найти, чем они похожи, чем отличаются.

Итак, чтобы ребенок хорошо и охотно учился, ему должно быть интересно, любое дело должно его захватывать, быть нужным, дарить радость, наслаждение, эстетическое удовольствие, раскрывать нравственный смысл той или иной работы.

То есть умственное развитие ребенка от самого начала должно быть направлено на воспитание личности ребенка, на приобщение ребенка к важнейшим человеческим ценностям.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.