Звуковая культура речи дошкольников и исправление недостатков звукопроизношения и формирование правильной и четкого произношения звуков должно обрести характер определенной системы.
В игры входят, прежде всего, вспомогательные упражнения по развитию речевого слуха и слухового внимания, речевого дыхания, гимнастика языка, упражнения и игры на развитие речевого слуха и слухового внимания.
Игра «Узнай звук».
Подобрать слова с близкими по звучанию звуками (ш, с, с ,ц, ж) и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук «ш», плюсны в ладони».
Взрослый называет слова: «сумка», «шум», «суп»), или слова на звук ж («жук», «зуб», «женщина», «замок»), ребенок хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.
Игра в «телефон».
В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими (ж, ш, ч, ш) и сонорными звуками (р, л, м, н).
Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, вслух последний называет услышанное слово.
Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.
«Поручение».
На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь.
Например: «Принеси мне миску», «Принеси Мышку», или «Покажи зубы…, губы… ».
Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какое я слово сказала».
Взрослый на определенном расстоянии (6-7 м) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.
Полезным для развития слухового внимания упражнения типа «Слушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране…), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей…).
Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи.
Во время игр уточняются и закрепляются-устанавливаются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, язык.
Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, овладевает новыми знаниями и навыками.
День рождения
Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.
Игра начинается со слов: «Я дарю…»
Показуха
Дети делятся на команды.
Каждая команда задумывает слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.