Игры-упражнения на развитие звуковой культуры речи

Развитие детей


Звуковая культура речи дошкольников и исправление недостатков звукопроизношения и формирование правильной и четкого произношения звуков должно обрести характер определенной системы.

В игры входят, прежде всего, вспомогательные упражнения по развитию речевого слуха и слухового внимания, речевого дыхания, гимнастика языка, упражнения и игры на развитие речевого слуха и слухового внимания.

Игра «Узнай звук».

Подобрать слова с близкими по звучанию звуками (ш, с, с ,ц, ж) и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук «ш», плюсны в ладони».

Взрослый называет слова: «сумка», «шум», «суп»), или слова на звук ж («жук», «зуб», «женщина», «замок»), ребенок хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.

Игра в «телефон».

В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими (ж, ш, ч, ш) и сонорными звуками (р, л, м, н).

Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, вслух последний называет услышанное слово.

Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.

«Поручение».

На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь.

Например: «Принеси мне миску», «Принеси Мышку», или «Покажи зубы…, губы… ».

Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какое я слово сказала».

Взрослый на определенном расстоянии (6-7 м) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.

Полезным для развития слухового внимания упражнения типа «Слушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране…), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей…).

Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи.

Во время игр уточняются и закрепляются-устанавливаются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, язык.

Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, овладевает новыми знаниями и навыками.

День рождения

Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.

Игра начинается со слов: «Я дарю…»

Показуха

Дети делятся на команды.

Каждая команда задумывает слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.