Самостоятельность детей в старшем дошкольном возрасте

Девочка завязывает шнурки Возрастные особенности дошкольника

Несколько слов о понятии «самостоятельность»

Под самостоятельностью часто понимают конкретное свойство индивида, которое помогает реализовать себя как личность.
В настоящее время развитию детской самостоятельности много внимания уделяют педагоги и психологи в период подготовки дошколят к началу обучения в школе. Это важнейший период в развитии личности ребенка.

Если ребенок самостоятелен, он инициативен, ответственно подходит к любой деятельности. У самостоятельных детей наблюдается некоторая независимость. Будь то игровая или познавательная деятельность.

Показатели самостоятельности у старших дошкольников

Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:

  • Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
  • Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
  • Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
  • Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
  • Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.

Развитие детской самостоятельности в старшей и подготовительной группах

В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи. При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.
Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.

Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.

Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять «Я сам!». То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения. Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому. Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.

Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.

В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.

Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.

Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.

Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.

Время от времени дети повторяют свои действия, у них появляется творческая активность, желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.

Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить «спасибо», когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение. Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить. Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.

Развитие детской самостоятельности можно организовать на похожих примерах.

Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.

Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать — правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.

Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.

Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.

Развитие самостоятельной деятельности у старших дошкольников

Для развития детской самостоятельности в дошкольных учреждениях успешно используют продуктивную деятельность.
Хочется в стихотворной форме сказать «Игры, творчество и труд у детей самостоятельность разовьют».
А теперь коротко рассмотрим средства развития самостоятельной деятельности у старших дошкольников.

Развитие детской самостоятельности в игре

Дети играют самостоятельно
Самостоятельность в игровой деятельности

Вообще, игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности.

В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Развитие детской самостоятельности через творческую деятельность

В творчестве самостоятельность развивается тоже очень эффективно.
На занятиях дети создают новые и оригинальные изделия, рисунки. При этом активизируются воображение. Дети реализуют свои замыслы, и это ведет к развитию самостоятельности.

Дети рисуют самостоятельно
Творческая самостоятельность

В своих рисунках дети применяют приобретенный ранее опыт. Предоставляя дошкольникам образец, мы вызываем в них интерес и желание нарисовать то же самое. Стимулируем выполнить рисунок, используя другие цвета, или предлагаем что-то поменять на свое усмотрение. Обычно дети легко соглашаются пофантазировать. В результате такой самостоятельной деятельности получаются замечательные рисунки.

До начала занятия дети охотно раскладывают пособия на столики, раскладывают кисточки и карандаши, другие материалы творчества. После проведения занятия дети самостоятельно прибирают пособия, ставят инструменты на свои места на полочках и в шкафчики.

Труд и развитие детской самостоятельности

Что касается труда дошкольников в процессе развития самостоятельности, то хочется отметить следующее.

В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Дети наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежку и другие. В процессе выполнения трудовых умений иногда бывают непредсказуемые ситуации. И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки. В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво. Самостоятельно принимая решение расставить игрушки ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту.

Понятно, что детям надоедает изо дня в день выполнять одинаковые обязанности, например, стирать пыль с книжной полочки. Легче выполнять что-то разовое. Пока не пропал интерес к труду.

Когда няня в детском саду меняет постельное белье, она может попросить помощи у воспитанников. Дошкольники с удовольствием помогают взрослым. Девочки любят застилать простынки на кроватки и взбивать подушечки. Эти навыки позднее проявляются в том, что дети после дневного сна поправляют свои постельки.

Их и просить об этом не надо, они выполняют это самостоятельно.

Ребенок складывает игрушки самостоятельно
Самостоятельность в труде

Приучая детей к аккуратности, воспитатель может предложить посмотреть вокруг. Если что-то в группе не в порядке, дети могут предложить сами, что нужно сделать.

Также у каждого ребенка в группе есть свой шкафчик для одежды. Можно дать задание детям навести порядок в своих шкафчиках. Если они приучатся это делать, то всегда будут следить за порядком в шкафчике, и будут самостоятельно прибирать там. Это тоже относится к бытовому детскому труду.
Однако, стимулируя ребенка к выполнению такого рода заданий, мы создадим условия почувствовать себя самостоятельным, что пригодится ребенку в дальнейшем при обучении в школе.

Приемы обучения самостоятельности

Приучают детей старшего дошкольного возраста к самостоятельности в быту различными приемами. Лучше если это будет осуществляться посредством игровых приемов. Детям также нравится участвовать в деятельности совместно со взрослыми. Своим примером воспитатель в детском саду показывает детям, как нужно выполнять то или иное задание.

Хороший эффект развитие детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях.

Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Администрация сайта автор

    Кто хочет приобрести статью ОБЯЗАТЕЛЬНО ПИШИТЕ СВОЙ АДРЕС ЭЛ.ПОЧТЫ. Мы же не знаем, куда Вам присылать сообщения!

  2. Елена Гавриловна

    Хочу приобрести работу самостоятельность в старшем дошкольном возрасте.

  3. Администрация сайта автор

    Елена Гавриловна!
    Мы не можем с Вами связаться, так как Вы не написали Ваш адрес эл.почты.

  4. Елена Гавриловна

    Хочу приобрести по обозначенной цене. спасибо.

  5. Елена Гавриловна

    Очень заинтересовала работа в теоретическом изложении проблемы. Спасибо