Игры для детей 5 лет

Развивающие игры для дошкольников 5 лет

Звездочка

Цель игры: снижение негативизма, формирование положительного "Я", снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки и развитие эмпатийных чувств.

  1. дети становятся в большой круг, по двое берутся за руки и поворачиваются друг к другу лицом. Глядя в глаза своему партнеру, каждый по очереди рассказывает, что он любит делать и за что любит себя. Обязательное условие игры — проговаривать слова: "Я люблю...", в случае осложнений можно сказать: "Мне нравится делать...", "Я нравлюсь себе, потому что...";
  2. группа детей сидит полукругом перед воображаемой сценой. Участники по очереди выходят на сцену, а каждый ребенок из группы рассказывает, что ей больше всего нравится в ровеснику. Например: "Мне Витя нравится за то, что он любит собак". После этого Звездочка обязательно громко и весело провозглашает: "Я люблю себя за (потому что)..."Все аплодируют. На сцену выходит другая Звездочка.

После игры дошкольники рассказывают о впечатлениях, описывают свои чувства и называют их, сравнивают ощущения

Звездочки на сцене и зрителей.

Лучшие друзья

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, улучшение взаимоотношений детей через телесные контакты, закрепление навыков общения и знаний о теле человека.

Пары игроков становятся в середину круга и выполняют инструкции ведущего:

  1. поздоровайтесь указательными пальцами (правой, левой) руки, при этом поочередно называйте известные вам приветствие ("добрый день", "приветствую", "привет"...);
  2. погладьте своим мизинчиком пальчик партнера, желая ему что-то хорошее. Например: "Я желаю тебе хорошего настроения";
  3. зацепитесь средними пальчиками и старайтесь перетянуть друг друга. После расцепления пальцев скажите друг другу комплимент. Например: "Какое красивое у тебя платьице";
  4. попрощайтесь безымянным пальчиком и скажите друг другу комплимент ("До свидания, Толя, ты такой добрый", "Прощай Оля, ты очень смелая ", "Будь здорова, Ирочка, ты очень вежливый...").

После игры дети обсуждают чувства и трудности, которые возникали. Каждый ребенок называет эмоциональные чувства, которые он переживал.

Мостик из карандашей

Цель игры: развитие тонкой моторики и контроля за своими действиями, установления продуктивных коммуникаций между детьми, детьми и взрослыми, сплочение группы.

Дети парами подходят к столу, на котором лежат нестроганые цветные карандаши. Двое поднимают карандаш над столом, каждый прижимает только один пальчик до конца "мостика", стараясь, чтобы карандаш не выпал.

После этого задача усложняется: придерживая первый "мостик", пальцами второй руки (так же) берут другой карандаш. Дети могут двигаться, затем присоединяется третья, четвертая пара и так вся группа. С самого начала все действия выполняются молча.

После игры дети обсуждают свои чувства, способы взаимодействия, как им хотелось помочь себе и другим детям, что было самым трудным.

Бабочка

Цель игры: развитие внимания и памяти, координация слуха и зрительных сигналов, формирование у ребенка пространственных представлений и произвольной деятельности, развитие функций программирования и контроля, развитие демократического стиля общения.

Игра может происходить как в детской группе, так и в семье.

На полу рисуют сетку из девяти квадратов (3x3 шаги). Один из участников — Бабочка становится в квадрат, в центре, другой участник координирует и направляет движения Бабочки через вербальные инструкции: "Сделай шаг вправо, вперед, налево, назад" и тому подобное. Потом инструкции усложняются и становятся много-этапными. Если кто-то ошибется, участники меняются ролями.

После усвоения материала рекомендуется продолжить игру на бумаге:

  1. непосредственно двигать Бабочку по листу;
  2. глядя на таблицу, мысленно перемещать Бабочку, отмечая фишкой только конечный пункт;
  3. с закрытыми глазами отслеживать движение Бабочки и называть квадрат, в котором он остановился.

После игры дети рассказывают свои впечатления и ощущения.

Сказочный камень

Цель игры для детей: вербализация скрытой тревоги и страхов, снятие эмоционального напряжения, выявление открытости и доверия в общении с другими.

Участники игры садятся в большой круг. Ведущий держит большой "Сказочный камень" и говорит: "Этот камень волшебный, а кто его возьмет в руки — превратится в любимую птицу или зверя, и все будет происходить как в сказке".

Камень передается первому игроку, который становится в центр круга и называет животное или птицу, которым он хотел бы быть, и объясняет почему. Затем показывает, как он "разговаривает" и движется — "входит в роль".

Ведущий и дети задают разные вопросы главному персонажу, чтобы лучше узнать его чувства и желания.

  1. Ты бы хотел быть маленьким или большим? А почему?
  2. С кем из зверей ты хотел бы дружить? Почему?
  3. Если большой зверь тебя обидит, что ты будешь делать?
  4. Что сделать, чтобы все звери (птицы) жили мирно и дружно?
  5. Если маленькая птичка забьется, то как ее будут утешать И кто?
  6. Что приносит тебе радость и удовольствие?
  7. Что может стать причиной грусти и разочарования?
  8. Какое домашнее животное ты держишь дома?

Заяц и Охотник

Цель игры: развитие ловкости и смелости у неуверенных детей, планирование и предвидение своих действий, развитие эмпатии, волевая регуляция поступков, преодоления страхов.

По периметру игрового поля (примерно 3x6 м) стоят игроки (обозначая поле), чтобы Заяц и Охотник не вышли за его пределы. А Зайца и Охотника ставят в противоположных концах поля и завязывают глаза.

Ведущий объявляет: "Сейчас темная ночь, тихо-тихо, нигде не слышно ни звука. Зайчик хочет перебежать на другой конец поля, где он будет в безопасности. А Охотник прислушивается к звукам и хочет поймать его. Зайчик пытается узнать, где сейчас его враг, и перебежать в убежище, чтобы не столкнуться с ним".

Дети бегут по травеГлавные персонажи тихо передвигаются по игровому полю, прислушиваясь к звукам. Действо заканчивается бегством Зайчика или его апеллированием. Новые пары детей начинают игру, проверяя себя на ловкость и смелость.

После игры дети обсуждают свои чувства и трудности.

Вопрос к зрителям, которые не смогли вести себя тихо: "Что ты чувствовал во время игры?", "Что тебе хотелось сделать, чтобы помочь Зайчику?"

Вопрос к основным персонажам: "Что ты чувствовал, когда был Зайчиком (Охотником)?", "Что для тебя было трудным в игре?", "Что нового ты узнал о себе?", "Что тебе принесло радость (неудовлетворенность)?", "Что бы ты посоветовал Зайчику, чтобы он смог убежать от Охотника?"

Театр ощущений

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, создания ощущения покоя и телесного комфорта, повышение доверия к ровесникам, развитие эмпатии, формирование желания сделать приятное другому.

Действо сопровождает тихая, спокойная музыка. Участники игры разговаривают между собой (строгое требование). В игре принимают участие не более семи игроков. На коврик лицом вверх ложится один из игроков, закрывает глаза и максимально расслабляется.

Другие участники приседают или встают на колени вокруг него и одновременно очень нежно и осторожно касаются его тела. Например: по пять раз — кулачками, подушечками пальцев, ребром ладони, пять раз указательным пальцем проводят зигзаг тому подобное. Через минут ведущий подает знак, и все участники замирают, а "пассивный" участник продолжает отдохнул, ты еще 3 минуты (обязательно) с закрытыми глазами. Другие дети остаются в своих позах. Потом меняется главный участник игры.

После окончания игры дети обсуждают свои ощущения и отвечают на вопросы ведущего:"Что было самым приятным?", "Что не понравилось?", "Что хотелось изменить?" др.

Эту игру можно проводить и дома, где "активный" участник придумывает свои прикосновения, называет части тела, к которой прикасается (колено, ключица, ухо и т. п).

Дорога доверия

Цель игры: развитие тактильных ощущений и любознательности, преодоление неуверенности и страха, воспитание храбрости, доверия к другим детям.

В просторной комнате расставлены различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шершавые, те, что имеют запах и звучат, вазоны, и прочее. Дети парами становятся по периметру комнаты. Воспитатель инструктирует: "Одному из вас я завяжу глаза — это "слепой", другой будет "поводырем".

Он должен провести товарища по комнате так, чтобы тот чувствовал себя спокойно и уверенно. Можно прикасаться, ощупывать предметы, нюхать их, но не разговаривать. За 5 минут я подам знак, и вы поменяетесь ролями, а еще через 5 минут, после сигнала вы вернетесь на свое место и расскажете, что ощущали во время прогулки.

Заблаговременно договоритесь, как будете вести своего друга (за руку, рука на плече и тому подобное)". Затем дети отвечают на вопросы:"Что ты чувствовал, когда был "слепым"?", "Осторожно и уверенно вел себя "поводырь"?", "Ты ориентировался, где находился?", "Чувствовал ли ты что-то необычное?", "Когда чувствовал себя лучше: когда вел или когда тебя вели?"

Очень интересно и продуктивно играть в эту игру в теплое время года на природе.

Краски танца

Цель игры: эмоциональная разрядка, озвучивание эмоций, снятие двигательной заторможенности, негативизма, агрессивности.

Дети выходят на середину комнаты и становятся парами. Каждая пара придумывает свой танец. Но если один партнер начинает танцевать весело, то второй обязательно танцует грустный танец.

Ведущий включает музыку, и танцы начинаются. Каждые 2 минуты ритм танца меняется на противоположный, то есть с веселого на грустное и наоборот.

Когда умолкает музыка, дети обсуждают игру и отвечают на вопрос: "Как назывался твой танец?", "Что он выражал, и как это касалось тебя?" "Хотелось ли тебе поменять танец? Почему?", "Какой настрой у тебя был до танца?", "Что ты чувствуешь после танца? Как можно назвать твое состояние?"

Все развивающие игры для детей эффективны, поэтому их можно периодически повторять в детской группе. Во время игры дошкольники высказывают свои предложения, вносят поправки, задают вопросы.

Поэтому одна и та же игра каждый раз наполняется элементами новизны, что помогает воспитателю создать атмосферу взаимопомощи и доверия между детьми.

Ссылка на основную публикацию