Цель: расширить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы превратиться в хлеб; закрепить знания о видах ресурсов (капитальные, природные и трудовые); уточнить представление детей о ресурсах, необходимых для производства сырья, а затем и хлеба, как готового продукта; учить устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать уважительное и бережливое отношение к хлебу, уважение к труду людей.
Ход занятия
Этап коммуникативной деятельности
Беседа по предыдущему материалу на тему «Первостепенные потребности человека».
Дети стоят на коврике в кругу, держась за руки.
Воспитатель: Детишек всех собираю и занятие начинаю. Дети, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем занятии экономического воспитания. Какие первоочередные потребности человека? (Еда и вода,одежда и обувь, уютное жилье.)
Почему именно эти потребности являются первоочередными? (Без них невозможна полноценная жизнь).
Дети скажите почему издавна говорит народная пословица — «Хлеб – кормилец, всему голова!» (Хлеб является главным необходимым продуктом питания на нашем столе).
Этап познавательной деятельности
Воспитатель приглашает детей к выставке разных сортов хлеба и предлагает детям назвать продукты питания.
«Дети, какое у нас тут разнообразие различных товаров, скажите, а что объединяет все эти товары?» (Они все сделаны из зерна) .
Воспитатель предлагает заглянуть в волшебную шкатулку и показывает детям зерна пшеницы, овса. Воспитатель: Дети, посмотрите на эти зернышки, одинаковые ли они?
Чем они отличаются ? (Формой, цветом). А как можно все эти зерна одним словом назвать? (Злаки) .
Упражнение: «Сравни зернышки»
(Задание: назвать, чем отличаются зерна пшеницы и овса).
Упражнение: «Что из чего сделано?»
(Задание: назвать, из какого зерна сделаны продукты питания).
Дети, а что надо сделать с зерном, чтобы произвести хлеб? (Смолоть в муку).
А где мелют зерно? (Мелют на мельнице.)
А с помощью чего мелют зерно на современной мельнице? (На специальной машине). А что питает машину? (Электрический ток)
А откуда он берется? (Вырабатывается на электростанции).
Дети, а хлеб вообще одинаковый? (Нет)
А от чего зависит цвет и вкус будущего хлеба? (От того, из какого зерна выработали муку).
А давайте попробуем кусочки хлеба из разной муки.
Воспитатель предлагает детям попробовать сначала пшеничный хлеб. А потом ржаной.
Дети делают вывод о том, что не только внешне, но и на вкус хлеб является различным.
Дети, а какие зернышки на вид? (Маленькие, твердые, ржаные, пшеничные).
Представьте себя зернышками.
Психогимнастика «Зернышки»
Мы с вами – зернышки. Зернышки спрятались в уютной черной земле, солнышко пригрело зернышки, они стали расти зелеными ростками,
Налились золотые спелые колосья, из колосков на мельнице сделали муку, а из нее душистый румяный хлеб.
Этап преобразовательной деятельности
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о путешествии зернышка от поля до стола на основе иллюстраций.
№1
Подготовка почвы, вспашка, удобрение почвы. Кто это делает, на каком транспорте?
№2
Обработка ростков пшеницы от вредителей с помощью авиации и трактора — опрыскивателя.
№3
Труд агронома (уход за развитием ростков, определение срока покоса).
№4
Сбор урожая. Кто собирает урожай, на каком транспорте?
Игра «Блиц вопросы»:
На чем привозят муку на хлебозавод? (На машинеі)
С помощью чего месят тесто на заводе? (Тестомеса)
Кто печет хлеб? (Пекарь)
Кто продает хлеб в магазине? (Продавец)
Кто покупает хлеб? (Покупатель)
Игра «Ресурсы»
Цель: закрепить в игре знания детей о капитальных, природных и трудовых ресурсах.
Задача: разложить индивидуальные карточки.
Игровой прием «Путаница»
Этап оценочно-контрольной деятельности
Дети вам понравилось на занятии?
Дети скажите, а ваши родители, идя в магазин, тратят все свои деньги, покупая все, что вздумается? (Нет)
А почему? (Потому что они планируют свои расходы, покупают только необходимое).
Дети, почему к хлебу надо относиться с уважением? (Потому что много людей работало, чтобы мы могли попробовать свеженький хлеб).
Итак, хлеб — результат труда многих людей.
А что делать, если хлеб уже не такой свежий? (Сделать сухарики, гренки, или накормить птичек).
Вот мы пойдем на прогулку и накормим.
Сегодня расскажите своим родителям, как попадает хлеб на стол, и люди каких профессий работают над этим.