Цель: дать повод малышам задуматься над тем, что не все дети имеют родителей.
Задачи:
- Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными героями, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
- Закрепить понятие «сирота».
- Развивать чувство сопереживания к детям, у которых нет родителей.
Материал: иллюстрации сказок «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.
Правила игры: игроки должны объяснить детям о правах, какие права детей были нарушены.
Ход игры:
1 вариант.
Могут играть в игру 2 и более детей.
Взрослый читает отрывок сказки, а дети-игроки называют сказку, находят соответствующую иллюстрацию и объясняют другим детям о правах, какие права детей были нарушены.
Игра заканчивается, когда все картинки будут рассмотрены, а также объяснены.
Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»
Цель: закрепить знания детей о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, полноценное питание, образование и медицинскую помощь.
Материал: кубик с иллюстрациями изображения правами ребенка.
Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые изображены на картинке.
Ход игры:
Дети становятся в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик в руки друг другу.
Когда звучит сигнал, ребенок, который получает кубик, рассматривает свою картинку и рассказывает о праве ребенка, которое на нем изображено.
Игра продолжается до тех пор, пока все иллюстрации будут рассмотрены.
Дидактическая игра «Сложи цветок»
Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав.
Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым.
Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их.
Правила игры: игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.
Ход игры:
В игре могут принимать участие двое и больше детей.
1 вариант.
На столе посередине кладут 2 кружочка (зеленый и красный), а лепестки на столе выкладывают изображением к столу.
Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: право ребенка защищается или нарушается.
Если на лепестке изображена картинка с защитой прав ребенка, ее выкладывают вокруг зеленого кружочка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красно кружочка.
Игра заканчивается, когда оба цветка будут составлены.
2 вариант.
Играет два ребенка. Одному ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого находятся картинки с изображением защиты прав ребенка, второму ребенку – с изображениями нарушения прав ребенка.
Выигрывает тот игрок, который первый составит цветок.
Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»
Цель: закрепить знания детей о правах маленького ребенка. Совершенствовать навыки чтения. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.
Материал: части «цепочки»: на одних – графическое изображение прав ребенка, на других – словесное объяснение графических изображений.
Правила игры: за словесным объяснением прав ребенка, малыши подбирают картинки с графическим изображением, объясняя их содержание, образуя цепочку. И наоборот.
Ход игры:
1 вариант
Воспитатель или ребенок зачитывают словесное объяснение прав ребенка на одной части цепочки. Дети находят соответствующее графическое изображение, соединяют шнурком, и рассказывают о праве ребенка, которое на нем изображено.
2 вариант:
Дети отбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с помощью воспитателя или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяют шнурком.
Побеждает тот, кто быстрее соединит цепочку.
Дидактическая игра «Мы – будущие первоклассники»
Цель: добиться осознания собственного статуса и места в обществе старших детей в детском саду.
Подвести детей к выводу о том, что они старшие воспитанники в детском саду.
Формировать умение мотивировать свое отношение к роли будущего школьника.
Учить перечислять те действия, которые усвоены хорошо, адекватно оценивать свои умения.
Материал: шесть рисунков, изображающих различные виды мотивации будущего школьника; шесть конвертов с небольшим рассказом, в котором каждый из мотивов выступает как личная позиция одного из персонажей; кубик с изображением кружков от 1 до 6.
Правила игры: игрок должен объяснить свою точку зрения изображения на рисунке.
Ход игры:
В игре могут принимать участие от 2-х до 6-ти детей.
Перед началом игры на столе выкладываются картинки с изображением различных видов мотивации будущего школьника и шесть конвертов с небольшими рассказами.
С помощью считалки определяют, какой ребенок первым начнет игру.
Ребенок бросает кубик с кружочками и называет число, которое соответствует количеству кружочков на кубике, потом находит конверт с такой же цифрой.
Взрослый достает из конверта рассказ и читает его, а перед игроком выкладывается карточка с такой же цифрой. Ребенок рассматривает ее и объясняет свою точку зрения другим детям о правах.
Когда все рисунки-карточки будут рассмотрены, игра заканчивается.
Побеждает тот игрок, который правильно и досконально объяснит свою точку зрения.