Программное содержание: воспитывать уважительное отношение к природе,умение быть осторожными, не навредить ей, предвидеть положительные и отрицательные последствия вмешательства.
Развивать у детей интерес ко всему живому и к природе.
Формировать у детей представление о том, что окружающая нас природа нуждается в бережном отношении и защите, закреплять знания детей об экологических правилах поведения в лесу и возле водоема.
Материал: экологические знаки, материал для игры «Составь рыбку», озеро, лес, аквариум, рыбки, водоросли, корм для рыбок.
Ход занятия.
Дети под спокойную музыку заходят в зал.
— Дети, вы знаете, у меня сегодня очень сильно бьется сердце. А у вас? Положите свои ладошки себе на грудь, прислушайтесь. Слышите? Как вы думаете от чего так стучит сердце?
— А мое сердечко почувствовало весеннее дыхание. Это весна разбудила его, позвала за собой в путешествия. Мне так хочется путешествовать. Ребята, а на чем можно совершить путешествие? Давайте создадим веселый поезд и поедем дружно.
Игра «Поезд»
— А вот и остановка. Прислушайтесь, как весело щебечут птицы. Вон неподалеку виднеется лес, а там река. Дети, давайте вспомним с вами правила поведения в лесу, пусть нам об этом расскажут его жители. Давайте представим, что мы птички.
— Почему ты, птичка, встревожена? (Я обеспокоена громким звучанием музыки)
— А чего ты испугалась? (Я очень боюсь потому, что меня хотели поймать дети)
— Почему у тебя такой встревоженный вид? (В кустах нашли мое гнездышко, и человеческая рука касалась его)
— Почему ты такой веселый, скворец? (Я вернулся из теплых краев и сразу нашел домик, который сделали для меня умелые руки)
— А почему ты так звонко поешь, синица? (Целую зиму обо мне заботилась заботливая девочка, она каждое утро кормила меня крошками хлеба)
— А теперь, дети, давайте представим себя цветочками. (Я подснежник, с каждым годом моих «братьев» становится все меньше, потому что люди вырывают нас вместе с луковицами. Я — ландыш, мои цветы имеют лечебные свойства, но люди собирают их в букеты, которые через несколько дней выбрасывают, поэтому я занесен в Красную книгу).
— А сейчас мы с вами превратимся в деревца.
— Почему плачешь ты, березка? (Весной люди «брали» с меня сок и забыли замазать отверстие, вот сок бежит, и рана остается открытой) Почему ты, липа, стонешь? (Гуляя в лесу, молодые люди вырезали на мне свои имена)
— Чем огорчен ты, дуб? (На моих ветвях качались и обломали их) А теперь давайте, дети, подойдем поближе к озеру. Какое необычное озеро: спокойное и сказочное. А я вижу какую-то незнакомку.
«Танец Русалки».
Добрый день, малыши, я Русалочка — обладательница этого озера. А почему ты такая грустная, у тебя такое красивое озеро? Оно очень красивое, и я очень люблю его, но оно мертвое, растения в нем погибли мои друзья тоже.
Каждый день я зажигаю огоньки на этом кувшинке в память о моих товарищах. Когда-то на дне этого озерца мы играли, веселились, а теперь я осталась одна. Русалочка, а почему твое озеро погибло?
До нашего озера попала грязная вода и уничтожила всех в нашем королевстве. А вы малыши не повредите моему озерцу? Нет, мои дети знают, как вести себя возле водоема. Чего нельзя делать у реки?
Трудовой десант.
— А сейчас, Русалочка, дети соберут мусор, который нежелателен для реки. Русалочка, я предлагаю тебе поехать с нами до нашего садика.
Игра «Поезд»
Вот мы и в садике.
— Ой, и правда, как красиво в вашем саду.
Дети, а что это я вижу.
Русалочка, у нас в садике есть тоже свое подводное королевство. Сейчас дети тебе расскажут о нем. Скажите, что это? Что есть в аквариуме? Кто плавает в аквариуме? Что вы видите на дне?
Для чего нужны камешки, ракушки? Что растет в аквариуме? Зачем нужны водоросли? Как вы думаете, рыбки видят нас? Почему вы так думаете? Они нас видят, потому что в аквариуме вода чистая, прозрачная, стенки у аквариума стеклянные.
Дети, взгляните вот на эту самую большую и самую заметную рыбку. Ее называют гурами, она имеет красивую окраску, а еще пару больших усиков, которые помогают передвигаться ей в воде, а также искать добычу.
Помните, когда мы наблюдали, как рождаются рыбки гупий, а гурами — это рыбки, которые откладывают яички, так называемые икринки. Папа гурам поливает их молочком, а мама их оберегает от врагов.
Впоследствии из маленьких икринок появятся гурамчики. Дети, а что едят рыбки? Некоторые виды рыбок едят водоросли, а другие — сухой корм и так называемый мотыль. Мотыль — это маленькие, мелкие червячки, живущие в воде. (Воспитатель кормит в присутствии детей рыбок)
Дети, давайте на память о нашем садике изготовим Русалке сказочных рыбок.
Игра «Составь рыбку из геометрических фигур»
Спасибо, мои друзья. Мы со своими подругами раньше любили играть в игру «Караси и щука», и я хочу показать вам эту веселую игру.
Игра «Караси и щука»
Правила играющих
Щуке нельзя заплывать за карасиками ни в сеть, ни в корзинку.
Как проводится игра
Чем большее количество детей будет участвовать в игре, тем веселее она будет проходить. Место, где будут находиться маленькие карасики, нужно отметить веревочкой. А вот для щуки надо отвести около 4 мест, которые располагаются по краям игрового поля.
Если щука засалит игроков, они делают сеть. Туда тоже могут прятаться карасики.
— Хорошо у вас, но мне пора возвращаться к своему озерцу, не могу я без него.
Возможно и действительно, дети, звезды — наши души, ветер — это наше дыхание, солнечный луч — это тепло нашего сердца, веселая птичка за окном — это наша мысль, а та маленькая серебристая рыбка — это наша любовь. Поэтому прошу вас, сохраните все вокруг, не позвольте себе сломать ветку, убить птичку, растоптать бабочку, остановите тех, кто попытается это сделать. Помните мои наставления!