Мини – музей керамических изделий

Глиняная игрушка Конспекты занятий


Цель:

  • продолжать знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа;
  • формировать оценочные суждения, учить выявлять сходство и различие;
  • прививать интерес к изучению произведений мастеров (гончаров); закрепить знания о различных видах росписей.
  • Вызвать желание украшать изделия, похожие на изделия мастеров.
  • Развивать мышление, память, воображение и творчество, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Звучит веселая музыка. (дети заходят, здороваются с гостями)

Воспитатель:

— Дети, вы слышите, какая веселая музыка? И сегодня я не хочу быть Любовь Васильевной, а буду я сейчас, догадайтесь кем?(надевает платок и фартук).

Или я не хозяйка? Или не мастерица?

Красиво дом убрала, кушать наварила.

— И сегодня я приглашаю вас в свой мини-музея. А были ли вы, дети, хоть раз в настоящем музее? В каком? Где он находится? Давайте вспомним, как мы посещали музей. (просмотр фотографий)

-Посмотрите вокруг, что вы видите в моем музее? Так-это посуда, игрушки. Вы сегодня пришли в музей керамических изделий.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

(обратить внимание на мысник) – Для чего он нужен? Из чего они изготовлены?

– Как вы думаете, как называется человек, который изготавливает эти изделия?

— Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар.
— Гончар находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась, ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдували ветры. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие, (Видео сюжет о работе мастера – гончара)

Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. (продолжение просмотра видео о работе мастера) .

После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Какие же предметы быта изготавливали мастера – гончары? (глиняные игрушки – петушки-свистульки, свистульки в форме барашков, лошадок, козликов, разнообразные вазы, подсвечники, посуда – кувшины, макитры, чашки – двойняшки, тыквы, рынки, тарелки, горшки, куманцы.

Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

Игра – имитация

— А теперь представьте себя настоящими мастерами, давайте просеем глину, намочим ее, вылепим посуду, польем водой, обожжем в печи.

— Мастер Андрюша, что ты произвел? (дети называют)

Д/у «Скажи, какой?»

— А какая ваша посуда? (глиняная, блестящая, хорошая, красивая, большая, расписная, новая, старинная, сказочная).

Д/у «Назови элементы росписи»

— Посмотрите, какая красивая посуда! А чем же мастера украшали свои изделия?(дети вспоминают различные виды росписи: Гжель, Дымковская; какие цвета преобладают, называют элементы росписи)

Ознакомление с гончаром Первомайщины.(рассмотрение картины)

Д/у «Сравни»

Дети сравнивают картины с современными изделиями и изделиями прошлых лет.

Д/и «Что звучит?»

А еще как-то бабушка мне рассказывала, что раньше на базаре хорошим считался тот сосуд, который во время постукивания по нему звонко звучал.

-А ну проверим, как он звучит?- Если звонко звучит наша посуда,- это свидетельствует о качественной работе гончара и его материала. Так красиво звучала наша посуда, что мне захотелось потанцевать, а вам?

Д/и «Да или нет?» (дети с помощью вопросов отгадывают, что ребенок увидела в горшке)

Д/у «Назови пословицу»

  1. Гончара глина кормит.
  2. Пусть горшки бьются на гончарову голову.
  3. Горшки не святые лепят.
  4. Без дела слабеет сила.
  5. Без труда нет плода.
  6. Терпение и труд все перетрут.
  7. Когда работаешь – время бежит, когда ждешь – не спешит.

— А кто в миску руку опускает – то загадку загадает! А отгадки вы найдете в нашем музее.

-Мы совсем забыли про наши изделия, время уже их вытаскивать из печи.

— Я приглашаю вас в студию, где мы сможем украсить нашу посуду. Пусть ваши изделия будут очаровательными, разными, потому что каждый из вас нарисует свой узор, а какими они будут, вам подскажет ваша фантазия и творчество. (переход в художественную студию)

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

— Какие замечательные изделия у вас получились! Как бы они украсили мой мини-музей! (дети предлагают подарить свои изделия в мини – музей)

Итог

— Понравилась ли вам наше путешествие?

— Кого бы вы привели ко мне в мини-музей на экскурсию? Как вы думаете, что бы вашим родным понравилось здесь?

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector