Цель:
- продолжать знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа;
- формировать оценочные суждения, учить выявлять сходство и различие;
- прививать интерес к изучению произведений мастеров (гончаров); закрепить знания о различных видах росписей.
- Вызвать желание украшать изделия, похожие на изделия мастеров.
- Развивать мышление, память, воображение и творчество, мелкую моторику рук.
Ход занятия
Звучит веселая музыка. (дети заходят, здороваются с гостями)
Воспитатель:
— Дети, вы слышите, какая веселая музыка? И сегодня я не хочу быть Любовь Васильевной, а буду я сейчас, догадайтесь кем?(надевает платок и фартук).
Или я не хозяйка? Или не мастерица?
Красиво дом убрала, кушать наварила.
— И сегодня я приглашаю вас в свой мини-музея. А были ли вы, дети, хоть раз в настоящем музее? В каком? Где он находится? Давайте вспомним, как мы посещали музей. (просмотр фотографий)
-Посмотрите вокруг, что вы видите в моем музее? Так-это посуда, игрушки. Вы сегодня пришли в музей керамических изделий.
С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.
(обратить внимание на мысник) – Для чего он нужен? Из чего они изготовлены?
– Как вы думаете, как называется человек, который изготавливает эти изделия?
— Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар.
— Гончар находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась, ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдували ветры. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие, (Видео сюжет о работе мастера – гончара)
Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. (продолжение просмотра видео о работе мастера) .
После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Какие же предметы быта изготавливали мастера – гончары? (глиняные игрушки – петушки-свистульки, свистульки в форме барашков, лошадок, козликов, разнообразные вазы, подсвечники, посуда – кувшины, макитры, чашки – двойняшки, тыквы, рынки, тарелки, горшки, куманцы.
Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.
Игра – имитация
— А теперь представьте себя настоящими мастерами, давайте просеем глину, намочим ее, вылепим посуду, польем водой, обожжем в печи.
— Мастер Андрюша, что ты произвел? (дети называют)
Д/у «Скажи, какой?»
— А какая ваша посуда? (глиняная, блестящая, хорошая, красивая, большая, расписная, новая, старинная, сказочная).
Д/у «Назови элементы росписи»
— Посмотрите, какая красивая посуда! А чем же мастера украшали свои изделия?(дети вспоминают различные виды росписи: Гжель, Дымковская; какие цвета преобладают, называют элементы росписи)
Ознакомление с гончаром Первомайщины.(рассмотрение картины)
Д/у «Сравни»
Дети сравнивают картины с современными изделиями и изделиями прошлых лет.
Д/и «Что звучит?»
А еще как-то бабушка мне рассказывала, что раньше на базаре хорошим считался тот сосуд, который во время постукивания по нему звонко звучал.
-А ну проверим, как он звучит?- Если звонко звучит наша посуда,- это свидетельствует о качественной работе гончара и его материала. Так красиво звучала наша посуда, что мне захотелось потанцевать, а вам?
Д/и «Да или нет?» (дети с помощью вопросов отгадывают, что ребенок увидела в горшке)
Д/у «Назови пословицу»
- Гончара глина кормит.
- Пусть горшки бьются на гончарову голову.
- Горшки не святые лепят.
- Без дела слабеет сила.
- Без труда нет плода.
- Терпение и труд все перетрут.
- Когда работаешь – время бежит, когда ждешь – не спешит.
— А кто в миску руку опускает – то загадку загадает! А отгадки вы найдете в нашем музее.
-Мы совсем забыли про наши изделия, время уже их вытаскивать из печи.
— Я приглашаю вас в студию, где мы сможем украсить нашу посуду. Пусть ваши изделия будут очаровательными, разными, потому что каждый из вас нарисует свой узор, а какими они будут, вам подскажет ваша фантазия и творчество. (переход в художественную студию)
Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.
— Какие замечательные изделия у вас получились! Как бы они украсили мой мини-музей! (дети предлагают подарить свои изделия в мини – музей)
Итог
— Понравилась ли вам наше путешествие?
— Кого бы вы привели ко мне в мини-музей на экскурсию? Как вы думаете, что бы вашим родным понравилось здесь?