Цель:
сформировать и закрепить понятие семьи и представления о родственных связях.
Задачи:
- выяснить и подытожить представления детей о том, что такое семья,
- уточнить и закрепить определение родственников,
- составить паспорт семьи и рассказать о ней,
- развивать речевые навыки и умения в ходе создания рассказа о родных.
Материалы для занятия: мяч, рисунок с гусеницей, фотографии семьи, ножницы, клей.
Ход занятия
Организационный момент:
Дети занимают места за столами.
Воспитатель предлагает отгадать загадки.
1) Не боюсь грозы ни грамма,
Потому что рядом…
(мама)
2) Шкаф тяжелый передвинет
И розетки все починит,
Он в машине за рулем,
И в кино мы с ним идем.
(папа)
3) Вкусное всегда варенье,
Пирожки для угощенья,
Пышные оладушки
У нашей доброй …
(бабушки)
4) Как заходит где-нибудь
Про семью беседа,
Непременно расскажу
Про своего я …
(деда)
Беседа на тему «Семья»
1. Детям предлагается рассмотреть фотографии и ответить на вопросы:
Кто запечатлен на фото?
Как называются эти люди одним словом?
Кто проживает вместе с тобой? Перечисли.
Кто у вас самый старший, а кто моложе других?
Дидактические игры
1) «Назови качество»
Мама (она какая?) — например, красивая…
Дедушка (какой?) — …
и т.п.
2) «Кто для кого?»
Мама и папа для мальчика или девочки – это кто?
Кем приходится ребенок дедушке?
Кем является папа по отношению к бабушке?
и т.п.
3) «Младше – старше»
Папа старше, сынок младше.
Провести сравнение между мамой, дочкой, бабушкой, тетей, дедушкой, внуком и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Раз и два, и три — четыре!
Ну-ка, кто со мной в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают под счет)
Начинаю я считать!
Мама, папа и братишка,
И щенок веселый Тишка,
Кеша-попугай и я (гладят по порядку пальчики)
Наша славная семья!
Игра «Ласковый ребенок»
Дети становятся по кругу. Воспитатель задает вопросы и отдает ребенку мячик. Ответив, ребенок передает мяч следующему.
Как обычно ты обращаешься к маме? (мамочка, мамулечка)
Как ты ласково обращаешься к папе? (папочка)
Как зовешь дедушку обычно?
и т.п.
Составление паспорта семьи
Педагог обращает внимание детей на гусеницу и предлагает вырезать фото членов семьи и приклеить их к ее тельцу.
Подведение итогов
Закрепление понятий семьи и родственных отношений. Воспитанникам предлагается перечислить членов их семьи, назвав их фамилии, имена, отчества, рассказать, кто по профессии родители.