Цель: ознакомить с принадлежностями и инструментами для работы с пластилином; учить приемам лепки; упражняться в сопоставлении предметов, формировать понятие о художественных формах; развивать внимание, наблюдательность, моторику пальцев рук; воспитывать эстетические вкусы.
Оборудование: муляжи овощей, пластилин, дощечка, стеки, другие материалы.
Ход занятия:
I. Подготовка рабочих мест.
II. Организация детей к занятию.
III. Ход
— Дети, а какое сейчас время года? (зима)
— А какая пора года предшествовала зиме? (осень)
— Чем характерна осень?
— А чем полезны овощи?
— На сегодняшнем занятии мы попробуем превратить обыкновенный кусочек пластилина в самые настоящие овощи. Ну так как, попробуем?
IV. Рассмотрение образца изделия.
— К нам сегодня пришел мишка. Но он пришел не с пустыми руками, а с котомкой. Чтобы узнать, что в ней находится, вам нужно отгадать загадки. (во время загадывания загадок, воспитатель одновременно достает из мешочка муляжи овощей, анализируя их форму)
1. Длинный, зеленый, добрый соленый,
Добрый и сырой – кто он такой? (огурец).
2. В красном домике 100 братьев,
Один на второго похож. (помидор)
3. Полная хата воробьев, и никуда вылететь. (баклажан)
4. Сидит баба в кладовке, а коса ее на улице. (морковь)
5. Сам красный, а чуб зеленый. (свекла)
V. Технология изготовления изделий.
1. Оборудование для работы с пластилином.
— Дети, во время работы с пластилином следует помнить, что общую форму изделия лепят пальцами, а для изображения мелких деталей используют специальные инструменты – стеки. Они бывают различной формы. Стеки с одного конца шире, а с другой – заостренные. Расширенным концом стеки разделяют пластилин на мелкие кусочки, делают в них углубление, а заостренным концом проводят линии, делают проколы.
2. Приемы лепки.
— Дети, на прошлом занятии вы изучили приемы лепки, давайте их вспомним:
- Отрезаем заготовку определенной массы специальным устройством.
- Скатываем шарик между ладонями рук. Все неровности на шарике заглаживаем указательными пальцами.
- Раскатывания заготовки цилиндрической формы. Между ладонями раскатывают цилиндр, а затем пальцами выравнивают боковые поверхности. Если нужна коническая форма, то раскатывают ладонями одну сторону цилиндра.
- Соединение отдельных деталей. Вылепленные из пластилина детали, приклеивание, прижимая пальцами друг к другу.
- Выполнение углубления в заготовке.
Незначительные углубления в заготовке можно сделать пальцами. Углубление определенной формы, проколы, линии выполняют с помощью стека.
6. Вытягивание изделий. Если нужно из шарика вылепить форму репки, то выполняют это пальцами способом вытягивания.
VI. Планирование следующих трудовых действий.
(Закрепление нового материала)
— Как мы делаем общую форму изделия?
— Каким инструментом делим пластилин и делаем в изделиях углубление?
— На чем выполняем лепку?
VII. Правила техники безопасности на уроке.
— Во время лепки помните:
- Не размахивайте палочками, чтобы не поранить себя или других.
- Лепить только на прикладной доске.
- Не оставлять кусочки пластилина на парте, не бросать их на пол.
- После работы вытереть руки салфеткой и хорошо помыть.
VIII. Самостоятельная работа дошкольников.
1. Лепка огурца
— А сейчас начинаем лепить.
— Первое – это отрезаем заготовку. Поскольку у нас огурец, то зеленого цвета. Отрезаем стеком на доске. Раскатываем заготовку цилиндрической формы, затем с обоих концов раскатываем на конус, создавая овальную форму. Пальцами и стеком доводим поверхность изделия, подобную огурца, и прикрепляем плодоножку и листочек. Листочек лепим, раскатывая пластилин и вырезаем листок определенной формы.
2. Лепка помидора.
— Отрезаем заготовку красного цвета стеком на дощечке. Теперь пальчиками скатываем шарик. Указательным пальцем разглаживаем. Тогда раскатываем маленький кусок пластилина зеленого цвета и делаем плодоножку. С помощью стека придаем форму листочкам. Делаем небольшое углубление на красном шарике, а теперь соединяем детали. Вот у нас получился такой наливной помидор.
3. Физкультминутка
Работать перестали
И теперь все дружно встали
Будем отдыхать
Ну-ка упражнение начинать.
Руки вверх, руки вниз.
И легонько прогнись.
Повертелись, покружились,
На минутку остановились.
Попрыгали, присели.
Снова лепить сели.
4. Лепка баклажана.
— А сейчас начинаем лепить баклажан. Отрезаем заготовку синего цвета. Раскатываем ее до цилиндрической формы, затем с обоих концов раскатываем на конус, создавая овальную форму. Отрезаем кусочек зеленого пластилина и лепим плодоножку. Вы знаете, что у баклажана плодоножка подобная «шапочки». Скатываем шарик, растягиваем ее и с помощью стека вырезаем на ней листочки. Прикрепляем плодоножку к изделию.
5. Лепки свеклы.
— Свекла лепим, подобно помидора. Берем заготовку красного цвета. Пальчиками скатываем шарик. Разглаживаем поверхность. Берем скачанную шарик и вытаскиваем поверхность. Прилепить сверху зеленые листочки.
6. Лепка моркови.
— Прежде чем лепить морковку кто мне напомнит, какого она цвета? (оранжевая)
— Раскатываем заготовку цилиндрической формы. Раскатываем ладонями одну сторону цилиндра. Берем заготовку зеленого цвета и делаем ботву моркови. Соединяем детали.
IX. Оценки изделий, отбор на выставку.
Х. Итог.
— Что нового вы узнали?
— Какие изделия вы лепили?
— Чем полезны овощи?
ХI. Уборка рабочих мест.