Цель: Ознакомить малышей с понятием «гигиена», с одним из требований гигиены – чистотой; о том, что чистота является одним из условий формирования, сохранения и укрепления здоровья, убедить дошкольников в необходимости выполнять требования личной гигиены; развивать у них знания элементарных правил гигиены, гигиенические навыки, умение делать собственные выводы, обобщения; воспитывать у детей санитарно – гигиенические навыки.
Оборудование: расческа, мыло, зубная щетка, носовой платок, полотенце; влажные салфетки, зеркала, палочки для чистки ушей; рисунок телевизора, корабль, острова, кукла с одеждой, рисунки животных.
Тип занятия: Занятие – путешествие.
Ход
Организация начала занятия.
— Добрый день!
1. Рассказ педагога о чистоте, как основное требование личной гигиены
— Слово «Гигиена» — здоровый образ жизни. Одно из главных требований гигиены – чистота. Народная мудрость гласит «Чистота залог здоровья». Чтобы быть здоровым , надо ежедневно быть чистым и опрятным.
2) Игра – путешествие по реке «Опрятность»
— Дети, сегодня мы с вами попутешествуем по реке «Опрятность» на корабле и остановимся на каждом из островов, что нам встретятся. Мы узнаем с вами о вещах, которые относятся к предметам индивидуального пользования, как ухаживать за зубами, ушами, носом, глазами, ногтями, кожей, волосами.
а)Отгадывание загадок.
— Чтобы стать пассажирами корабля нам надо отгадать загадки:
1.Белых 30 зубков для кудрей и хохолков
По головке ходят – волосы в порядок приводят. ( Расческа)
2.Гладкое, душистое,
Моет чистенько,
Надо, чтобы у каждого было,
Что , малыши ? ( мыло)
3. Я — неутомимая труженица, мне верят люди,
Кто со мной поведется – тот здоров будет.
Будет часто улыбаться белыми зубами,
Меня знает вся детвора и бабушки и мамы.
Чистоту держу в доме. Дело знаю четко,
Вам я знакома, потому что я зубная ….. ( щетка)
4. Я — маленькое полотнище,
Выстиранное бережно.
Не салфетка, не платок, знаю свое дело.
Я к щечкам, к головке притулюсь добро,
Я вберу все капельки с тела после ванны.
Я не гость – хозяин в доме,
И лежать я не привык
Вам имя мое известно, вспомните я … ( полотенце)
Б) Беседа о предметах индивидуального пользования.
— Дети, расческа, мыло, зубная щетка, носовой платок, полотенце, зубная паста — относятся к предметам индивидуального пользования. Каждый из вас должен иметь эти предметы и сам пользоваться ими. ( предметы повесить на доску)
— Дети . вы разгадали загадки , поэтому мы можем с вами отправляться в путешествие.
В )Путешествие к острову № 1 «Уход за руками, телом и волосами»
— Дети , берем наш кораблик и плывем до первого острова. Наш первый остров называется — «Уход за руками, телом и волосами».
— Дети, я вам раздаю влажные салфетки. Вытрите свои руки.
— Посмотрите на чистую салфетку и на ту, что только вытерли руки.
— Что вы видите?
— Дети, мы должны постоянно следить за чистотой рук. Придя в садик мы с вами за все беремся: прикасаемся руками к ручке от двери, посещаем туалет. Поэтому на ваши руки могут попасть микробы. Ни в коем случае не берите руки в рот, а постоянно следите за чистотой рук.
— Давайте мысленно покажем, как надо мыть руки:
- Надо сначала закатить рукава выше локтей.
- Открыть не сильно кран и намочить руки.
- Взять мыло и намылить руки.
- Положить мыло.
Моем руки : надо, чтобы они перекатывались одна по одной, как санки с горы: то правая съезжает по левой, то левая по правой. Затем надо положить ладошка к ладошки и потереть. А уже после этого сполоснуть и вытереть.
— Дети, а как часто вы подстригаете ногти на руках? Ногах?
— Итак,
- Руки надо мыть мылом после того, как сходили в туалет или поиграли с животными, если вы откуда-то пришли, после грязной работы.
- Ногти на ручках следует подстригать 1 р. в неделю, а ногах – 1 р. в две недели.
- Никогда не грызите ногти.
— Свое тело мы должны мыть каждый день. Наша кожа должна быть всегда чистой. Принимать ванну мы должны 1 раз в неделю. Волосы необходимо мыть по мере загрязнения, прочесывать собственным гребешком или щеткой 2-3 раза в день. Прически у девочек и мальчиков должны быть удобными и опрятными.
— Помните: пользоваться чужой расческой, заколками, головными уборами – запрещено.
Г)Путешествие к острову № 2 «Уход за зубами»
— Берем кораблик и плывем до второго острова «Уход за зубами».
— Дети, рассмотрите свои зубы перед зеркалом.
— Между зубами есть много неровностей. В НИХ ЛЕГКО ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ ЧАСТИЧКИ ПИЩИ.
Я расскажу вам, как нужно заботиться о своих зубках:
- Чистить их мы будем утром, когда проснулись и вечером перед тем как лечь в постельку.
- На щетку выдавим немного пасты из тюбика.
- Водим щеточку снизу – вверх чистят нижние зубы, сверху – вниз – верхние зубы. Круговыми движениями щетки чистят внешнюю и внутреннюю поверхности коренных зубов.
- Когда почистите зубы, вымойте щетку с мылом и поставьте сушиться щетиной вверх ( показывает)
- Никогда не чистите свои зубки чужой щеткой.
- После еды следует полоскать ротик теплой водичкой.
- Не колупайтеся между зубами металлическими предметами.
- Зубную щетку меняйте 4 р. в год.
- Два раза в год надо приходить в больницу и проверять зубы.
— Я хочу вам на память подарить эти ( дарит) зубные щеточки. Пользуйтесь моими советами и ваши зубки будут здоровыми.
— Дети, давайте поблагодарим врача за советы.
— Спасибо!