Постановка и автоматизация звука [к]
«Золотая рыбка»
Цель:
- продолжать работать над развитием мелкой моторики, речевым дыханием и развитием слухового внимания, проводить упражнения для глаз;
- во время артикуляционной гимнастики активизировать артикуляционные мышцы и мимико-артикуляционные;
- стимулировать движения нижней челюсти, активизировать мышцы мягкого неба, губ и щек;
- продолжать работать над постановкой звука [к];
- автоматизировать поставленный звук в слогах и словах;
- обогащать активный словарь детей;
- воспитывать у ребенка доброту и чуткое отношение к живым существам.
Материалы и оборудование: аквариум с рыбкой, оснащение для переливания воды, трубочка для накачивания воздуха, корм для рыбки; рыбка; рисунки для логопедической гимнастики, рисунки с изображением щуки, карпа, кита; игра «Водоем»; рисунки к игре «Что забыл нарисовать художник?».
Словарь: аквариум, корм, карп, щука, линь.
Педагог
Я улыбаюсь солнышку:
— Здравствуй, золотое!
Я улыбаюсь цветочку,
Пусть он цветет!
Я улыбаюсь дождику:
— Лейся, словно из ведра!
Друзьям улыбаюсь,
Желаю им добра!
(Педагог предлагает ребенку улыбнуться, и поздороваться с гостями. Обращает внимание ребенка на аквариум, где плавает рыбка.)
Загадка
Голова есть, а шеи нет, Глаза есть, а бровей нет, Рот есть, а не говорит, Без ног, а далеко ходит.
(Педагог говорит, что рыбка не простая, а золотая, она может исполнить любое желание, спрашивает у ребенка, что он хочет попросить у рыбки.)
Педагог
А я желаю, чтобы ты научился хорошо разговаривать. Рыбка добрая, и она исполнит любое желание, а мы на добро также сделаем добро. Чтобы рыбке было приятно находиться в аквариуме, ей нужны: свежая вода, свежий воздух, свежий корм. (Ребенок подливает воду в аквариум, накачивает воздух, сыплет корм.)
Вот теперь рыбке комфортно. Она не может ничего сказать, но с удовольствием шевелит глазами, вдыхает воздух и раскрывает ротик. И мы с тобой также выполним эти упражнения.
Упражнения для глаз
- Наблюдать, как двигается рыбка.
- Поморгать глазами.
- Движения глаз вверх-вниз (на 3с. закрыть глаза).
- Движения глаз вправо-влево (на 3с. закрыть глаза).
Упражнения на дыхание
- Дуть на рыбку (рыбка плавает, виляет хвостом).
- Пить маленькими глотками (пьет водичку).
- Дуть в стакан через соломинку.
Рыбка воду всколыхнула,
Хлеба кроху взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Развитие слухового внимания
Педагог
Послушай, как капает водичка: кап-кап-кап, первый звук [к]. А наша Золотая рыбка очень любит этот звук, потому что в названии многих ее друзей есть звук [к]. Вот как зовут друзей нашей рыбки: карп, карась, кит, щука, камбала. (Педагог выставляет картинки.) Рыбка предлагает нам поиграть в игру «Поймай звук».
Я буду называть слоги, а ты, если услышишь звук [к], хлопай в ладоши: ка-та-ка-па-та-га-ка. Теперь я буду называть слова, а ты, если слышишь звук [к], хлопай в ладоши: щука, карась, рыба, черепаха, крокодил, лягушка. Все эти живые существа живут в водоеме, и мы их поймаем.
Игра «Водоем»
Ребенок рассматривает то, что поймал.
Мы устали и немножко отдохнем на берегу водоема.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело гулять,
Рыбка, рыбка-озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ребенок ловит рыбу на удочку.)
Физкультминутка
Автоматизация звука в слогах
Педагог предлагает ребенку показать, как она произносит звук [к].
Дидактическая игра «Эхо»
Ребенок повторяет за педагогом слоги — то громко, то тихо:
• ка-ка-ка;
• ак-ак-ак;
• ку-ку-ку;
• ук-ук-ук;
• кап-кап-кап;
• ква-ква-ква.
Автоматизация звука в словах
- Ребенок берет конверт, складывает разрезные картинки, называет изображенное на них сначала медленно, а потом быстро: кит, окунь, камбала.
- Дидактическая игра «Кого не стало». Педагог выставляет рисунки, на которых изображены кит, окунь, линь. Ребенок определяет, какого рисунка не стало.
- Дидактическая игра «Единственное число — множественное число». Педагог называет единственное число, а ребенок — множество: кит — киты, окунь— окуни, линь — линки.
- Дидактическая игра «Что художник забыл нарисовать рыбке?». (Глаз, плавник, хвост.)
- Дидактическая игра «Дополни рисунком» .
Ак-ак-ак — красный рак. Ку-ку-ку — я вижу зеленую лягушку. Ака-ака-ака — ползет черепаха. Ка-ка-ка — плавает Золотая рыбка. Ребенок подбирает подходящий рисунок.
А нам Золотая рыбка обещала исполнить наши желания.
Вот видишь, ты научился произносить звук [к], это было мое желание. Рыбка выполнила и твое желание.
Спасибо Золотой рыбке за ее добрые дела.