Продолжительность занятия 15-20 мин
Цели занятия:
- учить и закреплять знание детей чисел от одного до пяти, продолжать введение числа и цифры «6», знакомить детей с понятиями «слагаемое», «сумма», «прибавить», «равно»;
- развивать умение количественного и порядкового счета, умение различать и называть геометрические фигуры и их количество;
- развивать математическое воображение и мышление детей, а также внимание детей к словам взрослого и математическую память;
- воспитывать у детей умение слушать и быть внимательным во время занятия;
- воспитывать сострадание и желание помочь другим, любовь к природе и окружающему миру.
Материал и оборудование к занятию: демонстрационный: большое изображение Ежа с грибами и яблоками: 5 ежей размером 10х15 см; 6 грибов и 5 яблок; накладные цифры от «1» до «5», цифра «6» большего размера, знаки «+» и «-».
Раздаточный материал: 6 ежей на каждого ребенка и набор и вышеуказанных цифр.
Индивидуальное задание для самостоятельной работы с изображением ежа, составленного и геометрических фигур.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
(К детям приходит Ежик и просит у них помощи)
— Доброе утро, дети, сегодня я пришла к вам не одна. По дороге встретила Ежика, который был очень расстроен. Когда я поинтересовалась у него, что случилось, он ответил, что наступила осень и ему необходимо собирать запасы на зиму для своих маленьких ежат, но их так много, что все грибочки и яблочки, которые он собирает для них, не может сосчитать.
Я знаю, что вы уже умеете считать и подумала, что, возможно захотите помочь нашему гостю. Вы согласны?
2. Основная часть.
2.1. Закрепление умения детей считать в прямом и обратном порядке.
Повторение количественного и порядкового счета в пределах пяти
— Взгляните, вот и детишки нашего гостя. Их так много, что родители их постоянно путают. Давайте посчитаем их и научим папу-Ежика также считать, чтобы он не терял своих деток.
— А как бы мы могли назвать ежиков?
— Я бы предложила старшего назвать первым, потому что он везде первый.
Как же мы тогда назовем следующего ежика? Кто продолжит? А кто мне скажет, что мы только что использовали? Как назвать такую численность?
Молодцы, это – порядковый счет.
— А кто поможет раздать каждому из ежиков подходящую к его имени цифру?
— Посмотрите, наши ежики разбрелись по полянке. Кто теперь сможет назвать мне как зовут ежиков в этой строке?
— А сейчас нужно поставить ежиков в противоположном направлении.
2.2. Смежные числа («соседи числа»), понятия больше-меньше
— Посмотрите, пожалуйста, и назовите имена соседей ежика Четвертого (Пятого, Первого).
— А вот и пришел папа-Еж с гостинцами к своим детишкам. Посмотрите: он им принес и грибочки, и яблочки. Давайте их посчитаем. Нужно, чтобы каждому ежику хватило и грибочков и яблочек.
— Как мы сможем посчитать? Верно, под каждым ежиком мы положим по яблочку. Посмотрите, чего у нас больше? Правильно: всех поровну.
Каждому ежику досталось по одному яблоку.
— Теперь посчитаем грибочки. Их у нас больше, чем яблок и ежиков, их шесть. У нас есть один лишний гриб, который мы отдадим папе-Ежику, ведь он так старался для деток и долго собирал гостинцы.
— Шесть грибочков мы раздали каждому ежику, кто же мне тогда скажет: сколько ежиков пришло к нам в гости? Давайте посчитаем. К на пришло пять ежат и один папа-Еж.
— Сколько же их всего? Да, их шесть.
2.3. Ввод цифры «6», знаков «+», «-»
— Мы можем отметить это при помощи цифр и знаков.
— Кто из вас знает, что значит этот знак «+»?
— Это – плюс. Таким знаком люди договорились обозначать, когда что-то добавляют, когда кто-то приходит, или появляется что-то новое. И мы говорим «добавить».
— У нас было 5 ежиков, к ним пришел еще один. К пяти ежикам мы добавляем одного. «К пяти добавили один», — повторите пожалуйста.
— Давайте посчитаем, сколько ежиков мы получили.
Итак, если до 5-ти ежиков добавить одного, их станет шестым. Когда к пяти прибавляем один, это будет равняться 6. Слово «равно», мы обозначим таким знаком: «=».
Давайте повторим то, что мы записали и выложим это же перед собой на столике (повторять хором и индивидуально)
Самостоятельная работа.
Нарисуй ежика из геометрических фигур. Посчитай фигуры.
Посчитай грибочки и напиши цифру. Дорисуй грибочки.