Сказка про двух жадных медвежат (занимательная математика для старшей группы)
Программное содержание:
- закрепить умение детей считать предметы;
- сравнивать группы предметов между собой;
- раскрыть состав числа пять;
- совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение составлять из палочек;
- формировать умение ориентироваться в пространстве: прямо, вправо, влево, назад, вниз; развивать воображение, память, логическое мышление;
- воспитывать интерес к сказкам;
- воспитывать усидчивость, внимание на занятии.
Материал: ширма; игрушки 2 медвежат, белочка, зайчик, ежик, лисичка; палочки; ниточки; яблоки; дидактическая игра «Сложи числа».
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ. Садитесь рядком, ладком
Пусть ваши глаза загораются,
И ваши личики улыбаются,
Сказочные двери открываются,
Замечательная сказка начинается.
-Жили себе в лесу прекрасном с мамой медведицей двое маленьких медвежат. Хорошо жили, почти не ссорились. А как поссорятся, то быстро мирились. Друг другу помогали, весело играли, забавляться любили. А учиться не хотели.
Надоело им как-то дома сидеть. И пошли они по миру путешествовать. Вот идут они через лес, а грибов там растет так много — и с желтыми шляпками, и с коричневыми. А медвежата проголодались уже. Только хотели грибочек сорвать, а тут с елки белочка — прыг!
БЕЛОЧКА. Это моя полянка и грибы на ней мои! Сможете посчитать — угощу грибочком!
МЕДВЕЖАТА. Ой, мы же считать не умеем, потому что учиться не хотели! Что же делать, не посчитаем грибочки — сказка закончится. А может, малышей попросим помочь?
ЗАДАЧИ:
- Посчитать грибы с желтыми и коричневыми шляпками. Каких грибов больше? На сколько? Сделать так, чтобы их было поровну.
- Я сорву 3 гриба с желтыми шляпками и 4 гриба с коричневыми. Сколько всего грибов я сорву?
МИШКИ. Спасибо вам, ребята, и тебе, белочка.
Подошли медвежата до маленького озерца, а там стоит маленькая избушка, у избушки цветник, а в нем — цветы такие красивые и душистые.
МЕДВЕЖАТА. Давай нарвем цветочков и маме подарим!
А тут Зайчик из домика:
— Нет, не дам рвать цветы? Если поможете мне вернуть лепестки, которые ветер раздул, тогда подарю вам цветочек. Вам необходимо определенное количество лепестков в цветочки добавить и все посчитать.
МЕДВЕЖАТА. Малыши, помогите, пожалуйста!
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОСТАВ ЧИСЛА»
Условие. На карточке нарисован цветок с красными лепестками, в середину которой записана цифра. Следует найти столько синих лепестков, сколько обозначает цифра ( 5 — это 3 и 2); ( 3 — это 1 и 2).
Подарил Зайчик им один цветок.
Идут медвежата дальше, вдруг большой куст, и ягод на нем красных уйма.
МИШКИ. Нарвем ягодок, а мама пирожков испечет.
ВОЛК. Нет, это мой куст с ягодками. Я угощу, когда выполните мои задания. Выложите из цветных спичек и ниток мои любимые геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник.
МЕДВЕЖАТА. А мы не знаем геометрических фигур.
— Поможем, ребята?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ РАССКАЖИ»
Условие:Дети становятся в круг, передавая из рук в руки мяч со словами:
Ты катись веселый мяч,
Потихоньку беги.
Кто тебя остановит,
О круге ( овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)
Нам расскажи.
У кого остановится мяч, тот становится в круг и рассказывает все о фигуре, например квадрат — у него четыре стороны, все уровни, четыре угла, он не умеет катиться и тому подобное.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЫЛОЖИ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ»
( из цветных спичек и ниток)
МЕДВЕЖАТА. Ой как мы проголодались, но грибы и ягоды есть не будем, нас мама ждет, ей понесем.
Вылетает Сорока:
— Скре-ке-ке, я слышала вы проголодались. Я случайно нашла большую головку сыра, но отдам ее вам, как выполните задания.
- Сколько дней в неделе? ( Назвать дни)
- Сколько времен года?
- Что будет после зимы?
- Какой день недели перед средой?
- После вечера наступает день?
Мишки отвечают.
СОРОКА. Берите головку сыра.
МЕДВЕЖАТА. Спасибо, но как ее поделим?
Появляется Лисичка.
ЛИСИЧКА. Это не беда, я вам помогу.
МЕДВЕЖАТА. Нет, мы уже знаем, как ты делишь, мы лучше малышей попросим помочь.
Но будем делить не на двух, а на многих, потому что у нас столько друзей появилось после путешествия.
— Сколько у нас друзей, малыши? ( Белочка, зайчик, волк, сорока, лисичка, два мишки и мама-медведица. Всего восемь.)
— Помогите разделить нам сыр на восемь частей.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот и закончилось путешествие двух медвежат, теперь они совсем не жадные и пошли тоже учиться. Они благодарят вас, ребята, за помощь!
— Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? Что вы не смогли сделать?