ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ПЕРЕХОД ВЕЩЕСТВА ИЗ ТВЕРДОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИДКОЕ И ИЗ ЖИДКОГО В ТВЕРДОЕ
Задачи: ознакомить детей с тем, что некоторые вещества (лед, смола и др.) могут менять состояние в зависимости от условий (от нагрева превращаются в жидкость, а во время охлаждения — обретают твердое состояние); развивать способность выделять общие свойства предметов и зависимости между ними при перемене внешних условий.
Опыты в детском саду
Опыт 1
- Стеклянные пробирки (можно выбрать и другую посуду) поровну наполнить водой. Поставить пробирки в места с разной температурой воздуха.
- Почему вода на улице превратилась в лед?
- Какого цвета лед?
- Какой лед на ощупь? Запах?
- Что происходит со льдом при нагревании? Почему?
Демонстрируя на сухой спиртовке опыт, проанализировать переход воды в разное агрегатное состояние в зависимости от температуры. Аналогично можно продемонстрировать опыт со смолой.
Опыт 2
В несколько сосудов вместить ледяные сосульки и поставить их в разные места групповой комнаты.
- Почему сосульки превращаются в воду с разной скоростью?
- Как можно ускорить этот процесс?
- Почему в морозный день с солнечной стороны крыши капает вода?
Опыт 3
В уголке сада отыскать деревья со смолой (вишни, сливы, яблони и др).
Как изменяется твердость фруктовой смолы в зависимости от температуры воздуха в течение дня? При разной погоде? После специального нагрева?
- Какие вещества имеют схожие со смолой свойства? (Сургуч, воск, парафин и тому подобное)
- Как меняется их использование в зависимости от состояния?
Дети дают сравнительную характеристику веществ, их свойств.
Используя сухой спирт, необходимо продемонстрировать опыт с любым из перечисленных веществ. Вывод дети делают самостоятельно.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ПАР.
Задачи: познакомить детей с явлением превращения жидкости в пар и наоборот (после нагревания лед превращается в воду; вода во время кипения — в пар; пар, охлаждаясь, превращается в воду); объяснить то, что состояние веществ в природе зависит от условий их существования и целесообразной деятельности человека; развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
Опыт 1
Воспитатель, нагревая воду в прозрачном сосуде, наблюдает вместе с детьми за процессом кипения. На стекле, которым накрыт сосуд, образуется конденсат — мелкие капли воды. О том, что это капли воды, дети могут узнать и другим способом: пробирку или колбу, в которой кипит вода, накрыть промокательной бумагой, на которой появится мокрое пятно. Воду, которая сбежала из стекла в сосуд, можно превратить в лед.
Выводы дети делают самостоятельно.
Опыт 2
Сушка кукольного белья в разную погоду (теплую, ветреную, тихую, пасмурную, морозную).
- При каких условиях белье высохнет быстрее?
- Почему, чем более мороз, тем быстрее высыхает белье?
- Почему летом выпадают обильные дожди?
- Всегда дождь сопровождается ветром? Почему?
- Когда дождь называют «куриным» или «слепым»?
- Почему зимой выпадает дождь, а летом иногда идет снег?
Опыт 3
Два одинаковые прозрачные сосуды наполнить поровну водой. Во время прогулки выставить их на хорошо освещенное солнцем место. Одну из них плотно закрыть, другую оставить открытой. В конце прогулки проанализировать изменения, которые произошли с водой в закрытом и открытом сосудах.
- Почему уровень воды в них разный?
- Откуда образовались на крышке капельки воды?
- Почему в сухую, жаркую погоду уровень воды в бассейне, в открытых водоемах становится ниже?
- Как вода возвращается на землю?
- Что для этого необходимо?
ВЕТЕР
Задачи: дать детям представление о ветре, как движении воздуха.
Опыт 1
Предложить детям резко взмахнуть несколько раз листом плотной бумаги. Помахать на руки, на бумажные гребешки.
— Что при этом происходит?
Опыт 2
Поднять флажки во время прогулки и определить направление ветра.
Опыт 3
Подставить к ветру влажный палец.
— Что происходит?
Опыт 4
Во время наблюдений на огороде, в цветнике или в саду детям предлагают понаблюдать за движением ветвей, листьев, цветов.
- Чем он обусловлен?
- Какие явления сопровождает ветер?
- Можно искусственно создать ветер? Как?
ДОЖДЬ, СНЕГОПАД, ГРАД
Задачи: углубить представление детей о различных состояниях воды (жидкий, сыпучий, твердый).
Опыт 1
Доказать детям, что дождь — это прозрачные, без запаха и вкуса капли воды. Дождевые капли, собранные в сосуд, могут быть разной температуры (летом и осенью), различной прозрачности (в зависимости от чистоты предмета, на который падают), разного объема.
Опыт 2
Продемонстрировать, как после нагревания в сосуде град превращается в воду. Сделать пробы чистоты воды (град — чистая и прозрачная вода; чистота дождевой воды зависит от чистоты поверхности, на которой она собирается).
Опыт 3
Наблюдение за превращением снега в воду, воды — в лед. Определение характерных свойств воды.
Продемонстрировать явление гололеда как результат выпадения дождя на переохлажденной землю (при этом сохраняются характерные свойства льда). На протяжении зимы с детьми целесообразно изготавливать снежные сооружения и заливать их водой.
ВОЗДУХ
Задачи: ознакомить детей со свойствами окружающего воздуха (воздухом дышит каждый человек).
Опыт 1
Продемонстрировать пустую открытую банку, полиэтиленовый пакет. Спросить, что в них есть. Предложить свернуть пакет в трубочку со стороны отверстия. Что осталось в мешочке?
Дети делают вывод, что воздух прозрачен, оно есть в банке, в других предметах, стоящих на столах, оно вокруг нас.
Опыт 2
Предложить подуть в соломинку или тоненькую трубочку, один конец погружен в стакан с водой.
Почему появляются пузырьки?
Опыт 3
В банку с водичкой погрузить комочки глины, песок, кусочки поролона. Почему появились пузыри вокруг предметов?
Опыт 4
Проводить с детьми дыхательные упражнения, объяснить значение проветривания. помещения.
Опыт 5
Предположение: воздух отсутствует в окружающих предметах. Предложить каждому ребенку плотно сложенный полиэтиленовый мешочек свернуть со стороны отверстия в трубочку движениями от себя.
- О чем свидетельствует воздушная «подушечка», которая образовалась?
- Какого цвета воздух?
Опыт 6
Предположение: корни растений не дышат под землей, ведь там нет воздуха.
Комочек твердой земли бросить в трехлитровую банку с водой. Наблюдать появление пузырьков.
— Откуда они взялись? {С земли)
Растения, как и все живые существа, дышат воздухом. Если грунт твердый, то в нем мало воздуха, корни почти нечем дышать. Это-необходимо спасать растение от гибели, разрыхляя землю.
Опыт 7
Предположение: в воде нет воздуха.
Продемонстрировать наличие воздуха в воде можно с помощью растения элодея. Веточку элодеи разрезать пополам и погрузить вниз в банку с водой. Наблюдать появление пузырьков, которые появляются на местах срезов.
— Откуда они взялись в растении?
Предложить детям рассмотреть через увеличительное стекло строение стебля элодеи. Оно имеет трубчатое строение, благодаря чему растение легко поглощает воздух, содержащийся в воде.
Опыт 8
На подоконник или другое освещение солнечными лучами место положить зеркальце и такого же размера стекло, предварительно окрашенное черной краской. Через некоторое время дети на ощупь определяют, какое стекло нагрелось больше и почему так произошло. Этот эксперимент непременно будет способствовать тому, что малыши правильно объяснят подобные явления (блестящая поверхность стекла зеркальца отражает солнечные лучи, черная поверхность второго стекла — притягивает).
Теперь малышам несложно будет сделать правильный вывод.