Цель
Физическое развитие. Развивать у детей умение выполнять импровизированные движения под музыку, совершенствовать моторные навыки, в частности мелкую моторику кисти, поддерживать двигательную активность воспитанников.
Социально – нравственное развитие. Знакомить с правилами поведения в природе, воспитывать взаимопомощь.
Эмоционально – ценностное развитие. Вызвать радость и восторг от наблюдений за природой зимой, вызвать эмоциональный отклик на литературные, музыкальные произведения.
Познавательное развитие. Обогащать знания об окружающем мире; учить отгадывать загадки; знакомить с особенностями снега; закрепить знания о белом цвете; совершенствовать количественный счет.
Речевое развитие. Упражнять детей в построении словосочетаний с заданным словесным материалом; формировать умение отвечать на вопросы; учить определять звук в слове.
Художественно – эстетическое развитие. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, передавать свои впечатления о зиме в изобразительной деятельности; способствовать развитию музыкально – двигательного творчества.
Креативное развитие. Развивать способность творческого воображения; воспитывать стремление к самовыражению в творчестве.
Ход
Воспитатель встречает детей на заснеженной поляне «в костюме Зимы».
Пришла к вам бабушка
В белом кожухе.
Поля причепурила
Пушистым снегом укрыла.
Белым стало все вокруг.
На деревья и дома одела белые платочки (украшает), на пенечки и бугорки вдоволь шапочек у меня, а это что такое, не пришла зима в этот край.
Дети помогите мне сделать зимним пейзаж. Для этого нам нужно совсем мало. Скажите, какой краской красит все зима? Вот у меня белая краска и волшебная кисточка, а еще ваши волшебные ручки.
(дети украшают картину с помощью поролона, зубных щеток, пальчиков).
Я художница всем известна
В работе я прилежна.
Краску белую я взяла
И белая стала вся земля.
Белые дороги и белые дома,
Белые кусты и белые елки.
Белым рисую, потому что знаю
Лучшей краски нет!
— Догадались малыши,
Как же тогда меня зовут?
— Да, малыши, я Зима, приглашаю вас на лесную поляну, присаживайтесь на пни, на заснеженные бугорки. (дети садятся)
— Что же принесла вам Зима? (дети читают стихи)
Зима-зимушка бела
С белым снегом забрела.
Белый иней раскидала,
Все вокруг вдруг белым стало.
Белым стали домики, деревья и сады.
Березы, ели, ивы и бугры.
Белые все лесочки и поля
Белоснежная вся моя земля
— А и вправду, разве не красота! Белый цвет просто волшебный.
Белый цвет нежный
Чистый удивительный.
Зимой снегом пролетает,
Все вокруг им укрывает
— Дети не только за окном царит белый цвет, а и у нас вокруг тоже много предметов белого цвета. Давайте найдем и назовем их.
Игра « Где спрятался белый цвет».
(дети называют предметы белого цвета)
Игра «Белый» или «нет»
(воспитатель называет предметы, если белого цвета, то дети хлопают в ладоши, если другой, то тупочут ножками).
— Дети, а снег какой? А можно брать в рот, есть снег? Почему?
— А что можно делать из снега? (снеговики, снежки…)
— Давайте вспомним, как мы лепили снежки. (дети становятся в круг)
Физкультминутка
Мы к земле приседали,
Шарики из снега мы катали.
Потом меток их бросали,
Пока в снег сами не упали.
Вот веселая игра в снежки! (дети в свободной форме играют в «снежки»)
Дети пока вы играли, я нашла веточку, возможно ветер сломал ее, а может кто-то из вас? Можно ли ломать ветки на деревьях? (ответы детей). Посмотрите какая веточка темная, печальная. Давайте подарим ей радость, украсим ее белым снежком.
Коллективная работа
(дети посыпают веточку шариками из пенопласта).
— Вот посмотрите, какая стала красивая, волшебная веточка, ее место на нашей поляне.
Какого цвета стала веточка? (….. белая)
— А что еще бывает белым?
Языковая игра «Белый, белая, белое»
(дети подбирают соответствующие названия предметов).
— У белого цвета есть еще много друзей. Что еще бывает белого цвета, узнаете, если отгадаете загадки.
- Белое, как снег, все его любят.
Полезное, вкусное, парное, душистое. (молоко) - Летом серенький, зимой беленький. (зайчик)
- Я первым расцветаю
Белым цветом среди рощи
Отгадайте, что за цветок,
Потому что меня не будет летом. (подснежник) - Белое и не снежок,
Легонькое и не пушок. (вата) - Звезда нежная, снежно-белая
С горы к нам слетела. (снежинка)
Грамматические упражнения
— На какой звук начинается слово снежинка?
— Где нашли снежинку? (на снегу)
— На какой звук начинается слово снег?
— Кто подарил нам снег?
— Слово зима начинается на звук?
Звуки \з\ \с\- можно пропеть? Какие это звуки – гласные или согласные? За правильный ответ я дарю вам снежинку. Какая она? А образовалась она из многих лучиков. (дети рассматривают, считают лучики)
Конструктивная деятельность
(дети клеят лучи снежинок из ушных палочек, самостоятельно определяют их количество).
— А пока наши снежинки будут замерзать, мы сами попробуем превратиться в снежинки.
Психогимнастика «Снежинка»
(Звучит музыка Вивальди «Времена года», дети медленно кружатся в танце).
Музыкальный руководитель:
— Закройте глазки, представьте, что вы легкие, как пушок, маленькие снежинки, кружите в воздухе, спускаясь с неба к земле, а когда вы откроете глазки, то снова станете детьми.
(В это время воспитатель переодевается)
— Дети, вы знаете, Зима такая не предсказуемая, сегодня еще вечером ее не было, а утром встали – все вокруг белое. Зима пришла, и уходит от нас она также незаметно. И на память о себе оставила вам корзину, снежинки и вкусные конфеты «снежок». Вы пока будете смаковать, послушайте сказку про белый цвет, которую также дарит нам зима.
(Воспитатель рассказывает сказку с помощью игрушек – сказочных героев, которые подарила зима в корзине).
Закон севера
На краю села, возле самого леса, стоял маленький домик. В этом домике жила белая пушистая кошка Муся. И было у Муси пятеро котят. Один котенок был совсем белым, второй — белый с черной лапкой, третий — белый с черным ушком, четвертый — белый с рыжими пятнами, а пятый — белый с черным хвостиком.
Но все они считались белыми. Белые кошка и котята каждый день вместе ходили на прогулку до березового леса, который начинался сразу за их огородом. Больше всего котята любили поляну, покрытую белыми-белыми ромашками. Белая пушистая кошка нежилась со своими белыми котятами на солнышке и рассказывала им сказки, а вокруг шумели белые-белые березы. Муся ласково мурлыкала сказку за сказкой, а белые котята внимательно слушали и даже не баловались, так им было интересно!
Сегодня Муся рассказывала о том, что бабушка белых котят жила далеко на Севере.
— Что значит Север? — спрашивали белые котята.
— Это часть мира, которая находится вон в том направлении, — указывала Муся белой лапкой. — На Севере все покрыто белым-белым снегом.
— Насколько там белый снег? — допытывались котята.
— На Севере он такой белый, что аж глаза приходится прищуривать, — объясняла Муся.
— Такой белый-белый, как молоко ? — не унимались котята.
— Верно, белый, как молоко, — отвечала Муся, — ваша бабушка много рассказывала мне о севере.
— Расскажи, расскажи! — заинтересовались белые котята.
И вдруг налетела серая туча, зашумели белые березы, загремел гром, и сильный порыв ветра подхватил белых котят вместе с белой пушистой кошкой и куда-то понес. Белая кошка Муся крепко прижала к себе своих белых котят и от ужаса закрыла глаза.
Так же внезапно все стихло, и котятки почувствовали, что оказались на земле. Белая кошка Муся медленно открыла глаза и увидела белый-белый пушистый снег. Она отпустила котят, и те вместе задрожали и прижались к матери.
— Мы на Севере, — догадалась белая кошка Муся.
— Это и есть белый-белый пушистый снег? — еще больше задрожали котята.
— Да, — сказала Муся.
Вдруг к ним подошла белая медведица с тремя белыми медвежатами. Муся с котятами не сразу заметили их, потому что медведи были такие же белые, как снег.
— Видимо, вы не из наших краев, если вы так мерзнете, — сказала белая медведица. — Меня зовут Снежка. Подходите ко мне, я вас согрею.
Кошка не решилась подойти к огромной медведице, тем более подвести к ней котят.
— Не бойтесь, подходите, — сказала Снежка, — у нас на Севере действует закон — всегда помогать друг другу.
Бедные котята так дрожали, что белая кошка в конце концов решилась. Муся вместе с котятами подбежали к Снежке и погрузились в белый, пушистый, теплый медвежий мех. Белая медведица заслонила их от ветра огромными белыми лапами. Котята быстро согрелись и начали выглядывать наружу.
— Оставайтесь у нас ночевать, чтобы не замерзли ночью, — предложила белая медведица, — а я познакомлю вас с нашими друзьями.
Ладно, — согласилась белая пушистая кошка. Котята быстро подружились с белыми медвежатами. Новые друзья рассказали белым котятам много интересного о своем крае.
Здесь, на Севере, день очень короткий, а ночь длинная, — объясняли они.
— А полярной ночью можно увидеть северное сияние.
— Какое оно, северное сияние? — спросили белые котята.
— Все небо сияет разными цветами, и может показаться, что с неба падают звезды. Тогда можно загадывать желание, — ответила белая кошка Муся.
Белые медвежата позвали своих друзей: белого северного зайчика, белого пушистого песца, белую северную сову. Белая сова, лучший охотник Севера, угостила гостей своей добычей.
— Как вы о нас заботитесь! — сказала белая кошка.
— А как же! — ответила белая медведица Снежка, — это же закон Севера — помогать друзьям.
Большая белая пушистая кошка с белыми котятами заночевали в семье белых медведей, им было тепло и уютно. На следующее утро, после завтрака, когда котята уже начали привыкать к холоду, друзья все вместе вышли на белый снег и стали развлекаться. Они играли в снежки, белые котята вместе с белыми медвежатами спускались с горки, катались на катке, смеялись и барахтались в снегу.
А потом, когда наступила ночь, появилось северное сияние. Это было так изумительно, что все — белая медведица с медвежатами, белый зайчик, белая северная сова, белый песец и белая кошка с котятами — замерли от удивления. Все небо сияло разными цветами, и казалось, что падают звезды.
— Можно загадывать желание? — спросили котята.
— Да, — ответила белая медведица.
— Вы не обидитесь, если мы загадаем вернуться домой? —спросила белая кошка.
Нет, — ответила белая медведица, — помогать друзьям — это закон Севера. Мы тоже загадаем для вас это желание.
— Мы будем вспоминать вас, — сказала белая кошка.
— Мы вас тоже, — ответили белые северные друзья.
— Возможно, мы даже дальние родственники, — сказала белая медведица кошке, — ведь вы все, как и мы, также, белые и пушистые.
Когда с неба упала звезда, маленькие друзья прекратили играть в снегу и вместе с кошкой и медведицей загадали желание. Белая кошка Муся крепко прижала к себе котят и закрыла глаза. А когда решилась медленно открыть их, то увидела, что она вместе с котятами оказалась на солнечной поляне с белыми ромашками, а вокруг шумят белые-белые березы.
После этого «белого» путешествия котята решили всегда соблюдать закон Севера — помогать друг другу и своим друзьям. Теперь они часто вспоминают это сказочное приключение: белые-белые бескрайние просторы, покрытые белым-белым серебристым снегом и верных друзей из белых северных краев.
Итог
— Понравилось вам в гостях у Зимы, какого цвета зима?
— Какой же белый цвет? (нежный, чистый, спокойный, торжественный, праздничный).
— Я уверена, вы полюбили белый цвет.