Цель: развитие речи дошкольника, обогащение активного словаря на основе знаний и представлений об окружающей среде. Продолжать знакомить со словами-названиями и названиями признаков, характерными для осени. Учить отвечать на вопросы «Который?», «Которая».
Ключевые слова: время года, осень, дождь, тучи, непогода, опадать, багряная. золота.
Существительные: пора, осень, облака, деревья, погода, листья.
Глаголы: идет, опадают (падает), кружится, застилает (укрывает), срывается.
Прилагательные: осенний (день), багряная, дождливая, желтая, желто золота. золотистая, золотая, тихая, теплая, туманная, холодная, ветряная мельница, красноватые, буро-золотистое.
Наречия: мокро, холодно.
Обратить внимание на глаголы, в которых при помощи префиксов передается окончания действия: Осень рисует-нарисует, рисовала-нарисовала.
Обратить внимание на родительный падеж множественного числа существительных: каштанов, берез, ив, кистей.
Учить составлять сложносочиненные предложения с однородными членами с разделительными союзами: «Или брать зонтик, или нет».
Учить составлять небольшие рассказы из личного опыта «Прогулка осенью».
Продолжать учить культуре речевого общения.
В подвижной игре «Ветрище» соотносить слова и движения.
Ход занятия
1 часть. Коммуникативная деятельность
— Доброе утро, дети. Поздоровайтесь с Умничкой
(П.В. – Доброе утро, Умничка).
— Когда вы шли до детского сада, обратили внимание на состояние окружающей природы.
(П.В. – Да, обратили).
— Каким было сегодня небо?
(П.В. – Серым, мрачным).
— А какие стояли деревья?
(П.В. – Некоторые деревья голые, а на некоторых еще есть желтые листочки).
— А какая сейчас пора года?
(П.В. – Осень).
Дети, Умничка нарисовала картину про осень, посмотрит на нее внимательно, что вы здесь заметите.
(П.В. – Березки, каштаны, клены – в желтых листьях.
— Кусты тоже желтые. А вот на полянке почему-то нарисована цветущая яблоня и много цветов в траве.
— Я что-то не понимаю, какое время года нарисовала Умничка?)
Дети, почему Петя не понятно, какое время года нарисовала Умничка?
(П.В. – Петя не понятно, потому что на ее картине нарисована и осень и весна).
Дети, спросите у Умнички почему она так нарисовала?
(П.В. – Умничка почему ты так нарисовала?)
— Умничка: «Я очень люблю весну, и решила пошутить с детками, заметят ли они ошибку»
-Видишь, Умничка, наши детки внимательные, все заметили.
2 часть. Этап познавательной деятельности.
— А сейчас мы с Умничкой приглашаем вас на прогулку в осенний лес. (На центральной стене размещается большое панно «В осеннем лесу»).
— Дети, что мы видим в лесу?
(П.В. – В лесу много деревьев, кустов).
— А во что одеты деревья?
(П.В. – Деревья одеты в желтые листья).
Дети, если вы заметили, в стишках про осень часто употребляются слова: «Красноватые», «золотистое», «буро-золотистое».
— Повторите, пожалуйста, какого цвета бывают листья?
(П.В. – Листья бывают красноватые, золотистые, буро-золотистый).
— Правильно, а другие поэты используют еще слова: «багряные, желто-золотое и др.
(Дети хором и индивидуально повторяют новые определения)
Дети, посмотрите еще внимательно на панно. Что вы в нем заметите
(П.В. – Листья уже падают с деревьев.
— Кружат в воздухе.
— Упали на землю).
Далее воспитатель вместе с детьми выстраивает логическую речевую цепочку по схеме: листья сначала срываются с деревьев > кружат > падают и застилают (закрывают) землю.
— Правильно, дети, земля становится покрыта осенним ковром.
— Чем покрыта земля, повтори, Женя.
(П.В. – Осенним ковром).
Дети, какая погода в нашем лесу?
(П.В. – Тихая. Теплая. Золотая).
— Правильно, но в конце осени приходит такое время, когда часто идут дожди, небо становится хмурым, покрыто низкими облаками, становится мокро, холодно. Такое состояние погоды называют «Наступила непогода»
Как говорят люди?
(П.В. – Пришла непогода).
С наступлением непогоды поздней осенью часто бывают туманы, или дует холодный ветер. Про такую погоду говорят «туманная», «ветреная».
(Дети хором и индивидуально закрепляют новые понятия «Когда частые туманы-непогода туманная», а «Когда частый сильный ветер, погода ветреная).
— Молодцы ребята, Умничке очень понравилось как работали Женя, Ваня, Сережа, Марина, Наталочка. Она думает, что вы уже очень устали и предлагает отдохнуть.
Физкультминутка.
3 часть. Преобразовательная деятельность
Дети, Умничка приглашает играть в игру «Чего много в лесу».
Воспитатель выставляет рисунки деревьев, а дети изменяют их названия в родительном падеже: каштан-каштанов
береза-берез
ива-ив
гроздья калины-гроздей калины.
Молодцы, детки, а теперь давайте поиграем в игру «Измени слово в предложении». Давайте представим, что осень-художник, то можно сказать:
«Осень нарисует золотистые ковры».
«Осень рисует золотистые ковры»
«Осень нарисовала золотистые ковры».
— Посмотрите, детки, от того, как меняется слово, можно определить, когда это будет, было, или происходит сейчас.
По аналогии дети придумывают другие словосочетания, например: «Будет идти дождь», «Идет дождь», «Прошел дождь».
— Молодцы дети, все старались правильно подбирать нужные слова.
А теперь будем учиться составлять предложения со словами помощниками «или» «нет».
Например: «пойдет дождь или нет?»
«Брать зонтик, или нет?»
«Пойдем гулять, или нет?» и тому подобное.
4 часть. Оценочно-контрольная деятельность
— Мы уже с вами много говорили об осени, ходили на прогулки до осеннего леса, наблюдали, поэтому я предлагаю вам составить рассказы про осень из личного опыта.
(Дети составляют рассказы, а воспитатель при необходимости помогает наводящими вопросами).
Дальше Умничка и воспитатель оценивают рассказы детей.
Оценка деятельности на занятии:
— Дети, вам понравилась игра?
— А чему вы научились на занятии?
— Какие новые слова вас заинтересовали?
Далее по традиции дети составляют новые слова в ящик-копилку, прощаются с воспитателем и Умничкой.
Продолжительность занятия 23 – 25 мин.