Цель: в различных формах, доступных детскому пониманию, ознакомить детей с противоречиями, учить находить сходство и различие между предметами; развивать рассуждение; сочинять истории «Наоборот» на основе противоречий; воспитывать интерес к занятиям, наблюдательность.
Ход занятия
Воспитатель . Дети, сегодня у нас много работы, поэтому нужно хорошо отдохнуть.
Дети, сидя за столом, кладут головы на руки, закрывают глаза и отдыхают.
-Ну-ка, дети , хватит спать,
Нам пора уже работать.
С большим удовольствием!
Вот вам упражнение «Наоборот»!
Первый этап: ознакомление с антонимами – самый простой способ ознакомления с противоречиями.
Воспитатель. Вы говорите «наоборот» тем словам, которые я буду называть:
- Белый – черный
- Горячий – холодный
- Старый – молодой
- Врач –больной
- Учитель –ученик
- Девочка стоит –мальчик идет
Вы добрые – нет, мы злые
То есть, вы злые –нет, мы добрые.
Второй этап: отображение «единства и борьбы противоположностей», то есть на самом деле познается предмет только в контексте с его противоречием.
Воспитатель. Видите, дети, сколько противоречий повсюду, даже и мы с вами состоим из противоречий, потому что каждый из нас и добрый, и злой, и умный, и глупый в чем-то, правильно?
А скажите, что вам больше нравится – горькая пилюля или сладкая конфетка?
Но не познав горькой таблетки, не было бы с чем сравнить вкус конфеты. Просто сладкая и все.
Этап третий: «наоборот» и «вместе» — после отыскания противоположного по значению слова надо найти третье, которое бы объединило в себе значение первых двух слов.
Воспитатель. А теперь попробуем сказать, что бывает:
Белым и черным;
Сухим и мокрым. (полотенце, волосы).
-Вот видите, вы объединили совсем непохожие вещи. Это нам пригодится.
Четвертый этап: игра – импровизация – вымышленные ситуации и настоящие чувства.
Музыка «Поднялся ветер», и дети оказались в дремучем глухом лесу. Под снегом (кусок белой ткани) — шкатулка, в которой предметные картинки.
Воспитатель. Чтобы выбраться из леса, нужно связать картинки «узелками» — найти, чем похожи совсем разные на первый взгляд предметы.
Дети кладут по очереди картинки, и все вместе отыскивают сходство (размер, форма, назначение, цвет, рисунок, материал и тому подобное).
Например: чашка и огурец похожи по форме, из огурца можно вынуть мякоть и получим чашку; огурец зеленый и чашка зеленая; огурец может разбиться и чашка тоже.
Пятый этап: раскрытие различных взаимосвязей между предметами, концентрация внимания и мышления.
Воспитатель. Все картинки «связаны между собой», и мы получили прочную веревку. По ней и выберемся из дремучего леса (положить толстую веревку, дети, сняв тапочки, идут по веревке – профилактика плоскостопия).
Шестой этап: деятельность на основе воображения.
Воспитатель. А теперь можно повеселиться. Присаживается к детям на лавочке (показывает изображение на рисунке), видите, как они улыбаются, видимо, что-то веселое рассказывают(мнимое присутствие детей на рисунке).
Дети составляют истории «Наоборот».
Седьмой этап: составление истории на основе жизненного опыта и использования антагонистических пар.
Вышел мальчик Петя в жаркий летний день на улицу в теплой шубе, валенках.
Или в одном лесу жил Волк-трус и храбрый Заяц, который гонялся за волком
Дети составляют истории «Наоборот», а в конце рассказывают ту, которая им больше всего понравилась.