Цель: закреплять умение пересказывать сказку близко к тексту, выражать свое отношение к поступкам героев; развивать умение правильно интонировать различные типы предложений ( повествовательные, вопросительные, восклицательные), передавать прямую речь; развивать интерес детей к малознакомых слов; расширять знания и понимание многозначных слов; воспитывать интерес к народным сказкам; умение понимать персонажей, выражать свое отношение к ним.
Словарь: знакомить детей с поговоркам и фразеологизмами.
Материал: Иллюстрации сказочных персонажей к сказки, пословицы, изображение журавля (птицы) и журавля (у колодца).
ХОД ЗАНЯТИЯ
( На доске изображение Журавля и Лисы. На столе у воспитателя — чашка и керамическая тарелка)
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Детки мои, тихонько садитесь на эти предметы внимание обращайте.
Горшок у меня стоит на столе. Откуда взялось, подскажите вы мне.
Тарелка рядом с чашкой стоит,
А Журавль за столом у Лисички сидит.
ДЕТИ. Журавль и Лисичка — это сказочные герои.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Почему вы решили, что они пришли к нам из сказки, ведь лису и журавля можно встретить в природе?
ДЕТИ. Лиса в природе может охотиться на журавля. А на картине они вместе сидят за столом.
( Воспитатель предлагает детям послушать сказку)
Вопросы к тексту:
- Как начиналась сказка?
- Кто первый и к кому позвал в гости?
- Как Лиса готовилась к приему гостя?
- Почему Журавль ушел домой голодный?
- Как он решил отблагодарить Лисы?
- Осталась Лиса довольна?
- Можно ли назвать Лису и Журавля друзьями?
( 3-4 ребенка рассказывают сказку)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Прилетели журавли ( дети ходят по коврику
То большие, то маленькие, высоко поднимая ноги)
Сели на люли, ( приседают)
И поют: «Три-ри-ри».
А лиса не зевает, ( ходьба на цыпочках)
Журавлей она ждет ( приседания)
Хочет поймать, ( разведение рук в стороны)[
Чтобы кумой всем стать.
ВОСПИТАТЕЛЬ. — Как вы объясните выражение «Поймал хлебавши»? ( Если дети не дали ответа на этот вопрос, то воспитатель объясняет сам).
ДЕТИ. Остался ни с чем. Остался голодным.
Работа в парах ( воспитатель предлагает детям поделиться на пары по принципу: «Это мой лучший друг». Один в паре — Лиса, другой — Журавль. Каждая пара должна пофантазировать, как помирить Лисичку и Журавля. Дети свой вариант разыгрывают по ролям.)
ВОСПИТАТЕЛЬ. С кем из товарищей в группе вы хотели бы помириться после прослушивания этой сказочки?
( Воспитатель выставляет на доску изображение журавля (птицы) и журавля (у колодца). Обращает внимание на то, что слова произносятся одинаково, а имеют разное значение.)
— Для чего журавлю такой клюв, шея, длинные ноги?
— На кого похож журавль?
ИТОГ.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Кто из сказочных героев вам понравился?
— Как бы вы поступили на месте Лисы, Журавля?
— Что вы понимаете под словом «дружба»?