ТЕМА: «Золотая рыбка»
Цель и задачи:
- учить сравнивать равные и неравные группы предметов;
- понимать и правильно употреблять понятия один, много, столько — сколько, поровну;
- закреплять счет в пределах двух, умение относить последнее число ко всей группе предметов;
- познакомить с геометрической фигурой квадрат методом сравнения его с кругом;
- формировать умение обследовать фигуру тактильно-двигательным и зрительным способом;
- учить сравнивать предметы по ширине;
- развивать произвольное внимание, умение действовать по указанию воспитателя;
- воспитывать организованность.
Материал: рыбка; желтые цветы; две лилии, две рыбки; геометрические фигуры квадраты, круги по количеству детей; мешочек; большая и маленькая утки; широкий и узкий ручейки.
Раздаточный материал: широкие и узкие полоски; зайчики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
— Жила — была в синей, прозрачной реке очаровательная маленькая рыбка. Однажды приплыла она к детскому саду. ( Приветствуется)
— Хотели бы вы отправиться на дно реки и рассмотреть, что там происходит? Давайте превратимся в рыбок и поплаваем.
— Что растет на реке? ( Цветы)
— Какого цвета цветы? ( Желтого)
— Сколько их? ( Много)
— А это какой цветок появился? ( Белая)
— Это белая лилия. Сколько белых лилий? ( Одна)
— Взгляните, еще одна появилась белая лилия. Сколько их теперь? ( Всего две лилии)
— Подплыла к белых лилий рыбка маленькая. Сколько рыбок? Чего больше — лилий или рыбок?
— Как проверить? ( Следует поставить лилии в строку, а под каждой лилеей разместить рыбку).
— Теперь видно, чего больше? Как сделать, чтобы цветов и рыб было поровну? ( Найти еще одну рыбку).
— Теперь рыб поровну, или можно сказать, что рыбок столько, сколько и цветов.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Чего «меньше» — «больше»
УСЛОВИЕ. Убрать одну рыбку, один цветок. После этого дети говорят, чего «больше», «меньше» или «поровну».
— Проплыли рыбки на самое дно, спрятались от цветов до самых камней и достали камни.
(Дети поднимают круги)
— Какой формы камешки? (Круглой)
— Что умеет делать круг?
— А я нашла еще много камней. Они тоже похожи на круги? (Нет.)
(Знакомства с квадратом).
— Побежал пальчик по кругу и не останавливается, весело ему. ( Дети обследуют круг).
— А теперь возьмите квадрат. Бег пальчик и остановился, побежал дальше и снова остановился, еще побежал и остановился. Итак, видим, что катиться квадрат совсем не умеет, падает, потому что ему мешают уголки. У квадрата есть стороны и углы, а у круга нет.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Волшебный мешочек»
Дети вытягивают геометрическую фигуру и называют ее.
ОБОРУДОВАНИЕ: маленькая театральная ширма, кукла-мальчик Коля с перчаткой для руки, молоток, гвозди, игрушечный стульчик, стенд.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Действуй по сигналу»
Воспитатель поднимает красный флажок — плывут рыбки с круглым камешком, синий — плывут рыбки с квадратным камнем.
— Поиграли рыбки и выплыли на берег реки. А кто их там встречает? Сколько уток? Одинаковые ли они по размеру?
— Уткам следует к друзьям плыть: большим — широким ручьем, маленьким — узким. (Сравнение ручьев методом наложения.)
— Посмотрите: зайчики спешат навстречу уткам.
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Зайчики бегут сначала широкой тропе, а затем по узкой.
— Понравилась ли вам путешествие по реке?
— А что больше всего запомнилось?
— Что понравилось делать?
А сейчас пора превращаться снова в детей и возвращаться в детский сад.