Умение дошкольника регулировать психические процессы

Психические процессы у дошкольников — регуляция

Как известно, период дошкольного воспитания и становления личности маленького человека, делится на три возрастные группы:

  • от 3 до 4 лет;
  • от 4 до 5 лет;
  • от 5 до 7 лет.

В это время особенно активно совершенствуются различные психические процессы у детей. Происходит все более глубокое познание себя в окружающем мире, и самой внешней действительности. Каждый день наполнен новыми событиями, получением информации и всесторонним развитием личности.
Влияют и обуславливают воздействие на всевозможные психические процессы у дошкольников, в первую очередь, постоянно проявляющиеся противоречия. А появляются они как раз, в результате постоянного развития малыша и роста его именно познавательных потребностей.

Постоянное развитие

Умение регулировать те или иные психические процессы у дошкольников вырабатывается в результате их постоянного общения, как с взрослыми людьми, так и со сверстниками. Общение со старшими по возрасту людьми побуждает дошкольника задавать ему массу самых разных вопросов, интересоваться всем новым, необычным и ранее неизвестным.
Детские вопросы
Таким образом, происходит все более глубокое знакомство дошкольника с внешним миром, развиваются и совершенствуются такие качества, как:

  • восприятие,
  • внимание,
  • воображение.

Дошкольник очень хорошо запоминает все, что узнает от взрослых людей, и пытается не только усваивать информацию, но и анализировать ее. Таким образом, развивается память и мышление.

Не менее важную роль в развитии получают дошкольники в ходе общения со сверстниками. Общение с детьми своего возраста в знакомом кругу людей также развивает внимание и воображение, побуждает к подключению активное мышление. Восприятие информации от сверстников происходит очень активно, как результат – улучшается память.
Подражание – важный элемент, развивающий восприятие, внимание и воображение.

Дети дошкольного возраста очень любят подражать всему ими увиденному или услышанному. Порой получаются достаточно смешные картинки, но все это неважно, ведь именно сейчас происходит важный процесс тренировки ребенка и его навыкам по регулированию протекающих психологических процессов.

Дети запоминают что либо, — улучшается память, пытаются повторить – работает мышление, тренируется воображение и восприятие. Внимание, которое малыш обращает на ту или иную деталь, также помогает развивать его психологические и другие качества.

Психические процессы у дошкольников и труд

Элементы трудовой деятельности, появляющиеся в раннем детском возрасте, как нельзя лучше влияют на развитие таких качеств, как внимание и память, улучшают восприятие и воображение, более эффективно развивается мышление.

В процессе труда вырабатываются определенные нравственные качества, появляются те или иные ценности, приоритеты и т.д. Ребенок не только сам пытается приносить пользу, занимаясь общественно полезным и другим видом трудовой деятельности. Он внимательно следит за действиями других детей своего окружения, а также за тем, что и как делают взрослые. Такой способ выработки у дошкольника регулировки тех или иных психологических процессов, способствует более успешному становлению и совершенствованию таких качеств, как память и внимание, восприятие и мышление, развивают воображение.

Сенсорное направление

Маленький человек растет, а вместе с ростом происходят определенные изменения в его восприятиях, ощущениях, наглядности представлений и том или ином увиденном, услышанном и т.д. Внимание и память работают с максимальной нагрузкой, стараясь собрать как можно больше полезной информации. Не отстает от них и мышление, заставляя малыша задумываться над полученной информацией. Восприятие дошкольника становится максимально эффективным, а вместе с этим, улучшается и совершенствуется воображение.

Для улучшения сенсорных способностей  дошкольников отлично подходят все творческие игры и занятия, лепка и рисование, сборка конструкций и изготовление несложных моделей, — все это пойдет на пользу и обеспечить положительное воздействие на внимание и восприятие ребенка окружающей действительности. Соответственно, укрепляется память, совершенствуются мышление и воображение.

Психические процессы у детей дошкольного возраста

В ходе обучения, воспитания, игр, отдыха и общения, происходит постоянное совершенствование и укрепление таких качеств, как:

  • память,
  • мышление,
  • воображение.

Восприятие ребенком речи других детей или взрослого человека побуждает его к запоминанию всего услышанного. А далее следует попытка воспроизвести услышанное самому. Вот таким незамысловатым способом природа заложила малышу развитие следующих показателей: память и воображение, побуждает его тренировать внимание и думать, а это не что иное, как важное в на данном периоде формирования мышление.

Изменения речи

Дошкольный период характеризуется в основном завершение формирования длительного и сложного процесса овладения речью. Теперь малыш, в основном умеет не только говорить отдельные слова или фразы. Язык становится и средством общения и способом передачи и получения информации. Это происходит на всех стадиях общения, чтения, игр и т.д. Продолжает развиваться внимание. Совершенствуется память. А мышление и восприятие переходят на качественно новый уровень.

В этот период времени дошколята, как правило, овладевает всеми формами устной речи практически в том же объеме, что присущ и взрослому человеку. Такой уровень подготовленности создает великолепную базовую основу для дальнейшего обучения, воспитания, всестороннего совершенствования.

Главное направление деятельности детей-дошколят

Конечно же, в возрасте от 3 до 7 лет основным и самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на психологическое и общее развитие, является игра.

Игровая форма обучения и воспитания позволяет оказывать, в том числе и существенное влияние на формирование характера ребенка. Игровая форма обучения также должна претерпевать изменения в зависимости от возраста ребенка.

Игры с детьми, не достигшими трехлетнего возраста, — это манипулирование теми или иными предметами. Происходит обучение ребенка посредством манипулирования теми или иными предметами. Малыш учится осознавать реальность символов, времени и самого действия.

Постепенно, по мере взросления ребенка, меняются и содержания игровых занятий, увеличивается смысловая нагрузка, вырабатывается умение делать какие-нибудь предметы своими руками, логически рассуждать и т.д.
Итак, главную роль в развитии психики ребенка дошкольного возраста выполняют те или иные занятия, построенные на основе игры. Именно игровая форма обучения – это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач!

Педагоги и воспитатель должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни – переходу в школу!

Ссылка на основную публикацию