Психические процессы в развитии детей

Психические процессы в развитии детей старшего дошкольного возраста (восприятие, внимание, воображение, мышление, память и речь)

Изучение психологических процессов у детей 6-7 лет направлено на оценку готовности ребёнка к предстоящему обучению в образовательных учебных заведениях и изучения уровня интеллектуального развития относительно своего возраста.

Уровень развития детей непосредственно связан с познавательной деятельностью и речью, поэтому очень важно заострять внимание на развитие у детей этих функций именно в дошкольном возрасте.

Наблюдая за детьми, движением их рук, качеству выполняемых работ руками, видно, что в возрасте с 3-х до 6 лет почти у каждого ребёнка развивается тонкая моторика, и к 7 годам они уже готовы к началу полноценного обучения. Оценивая развитие зрительного и слухового восприятия, более старшие дошкольники могут уже безошибочно описывать зрительные и слуховые образы, тогда как у детей более младшего возраста наблюдается некоторая рассеянность и неточности в описании различных звуков и предметов.

Наряду с этим почти в каждом случае наблюдается у детей опережение развития восприятия зрительных образов над слуховыми образами. Такие наблюдения находят свое подтверждение при изучении других психологических факторов в развитии детей, таких как зрительная и слухоречевая память и их подвиды: произвольное и непроизвольное запоминание.

При тестировании большая часть детей не справляется с заданиями на проверку слуховой памяти. Тестируя детей старшего дошкольного возраста, наблюдаются более качественные показатели при проверке непроизвольной долговременной зрительной и слуховой памяти, нежели при проверке произвольной зрительной и слуховой памяти в том же возрасте. Все различия в зрительном и слуховом восприятии, зрительной и слухоречевой памяти связаны с мозговой активностью и отличием в развитии правого и левого полушария головного мозга, которые отвечают каждый за свою функцию.

Продолжая тему познавательной функции у детей, изучая процессы развития индивидуальных качеств каждого ребенка дошкольного возраста, рассмотрим более подробно такую функцию как память. Мы уже упоминали ранее о произвольной и непроизвольной памяти.

Еще кое-что про память

Произвольная память – это кратковременная сфокусированная память на конкретном предмете или образе, а непроизвольная память – это всё, что хранится вперемешку в голове ребёнка и всплывает непроизвольно, создавая новые образы. Например: при виде поросёнка девочка сразу с восторгом произносит персонаж из мультика «Пеппа».

Сопоставлять образы, всплывающие из непроизвольной памяти, помогает произвольная память, кроме того она и помогает воображению при построении и воплощении замыслов. С развитием памяти меняются и интересы ребёнка, которые уже более сформированы и наполняются смыслом.

Период наполнения осмысленной памятью начинается именно с пятилетнего возраста, и поэтому у любого взрослого человека воспоминания всплывают с детского возраста 5-6 лет. До этого периода развития, в раннем детстве, память у детей является непроизвольной, не несёт смысла и значения, не носит продолжительный и осознанный характер.

Несколько моментов про мышление

Мышление несёт в себе характерную форму в старшем дошкольном возрасте и проявляется как наглядно-образное. В возрасте 6-7 лет дети не только производят какие либо действия с различными предметами, но уже при выполнении определённых действий опираются на свои представления и образы в памяти.

Уровень мышления ребенка напрямую зависит от его общего развития, воображения, памяти и зрительного восприятия. В своих действиях ребёнок к семилетнему возрасту должен уметь решать поставленные задачи, уже уметь сопоставлять в уме различные образы, комбинации, свойства предметов.

У большинства детей наглядно-образное мышление к школьному возрасту уже полностью сформировано. В последнюю очередь у дошкольников сформировывается пространственное мышление. Следует отметить, что по интеллектуальному развитию каждого пятого ребёнка можно внести в группу риска. У этих детей недостаточно развиты: пространственное мышление и словесно-логическое мышление, отстают исследуемые показатели по общей готовности к школе.

Подводя итоги, можно сказать, что у детей к старшему дошкольному возрасту формируется предметное, образное мышление, развивается словесно-логическое мышление. Появление новых видов мышления у ребёнка старшего дошкольного возраста не становится утратой уже предыдущих развитых мышлений, это свидетельствует о познавательном развитии в данном возрастном периоде.

Некоторые родители пытаются ускорить интеллектуальное развитие своих детей, принимая для этого различные шаги, и не берут во внимание естественные этапы развития и периоды созревания психических функций ребенка.Огромную роль в развитии ребёнка играет речь.

И что-то о речи

Отдельно стоит отметить развитие и формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Как упоминалось ранее, она играет важную роль в развитии всех остальных психологических процессов, так как все процессы взаимосвязаны между собой. В этом возрасте у детей происходит развитие мозга и его функции.

В период до 7 лет у детей совершенствуется грамматика родного языка, накапливается багаж слов и словосочетаний, улучшается звуковая речь, регулярно и интенсивно обогащается словарный запас. Можно с уверенностью сказать, что у детей развивается интонация и выразительность, а также синтаксическое выстраивание целых предложений. Развивается морфологическое построение слов и их звуковой состав.

К 7 годам ребёнок может в совершенстве овладеть такими важными языковыми составляющими речи, как грамматика и фонетика. У детей дошкольного подготовительного возраста, как правило, словарный запас составляет три – три с половиной тысячи слов. В основном это часто употребляемые в речевом обороте слова.

У необщительных детей словарный запас может быть значительно ниже и более скудный, их речь может быть не всегда складной и зачастую используется просторечие и простые речевые обороты.

При нормальном развитии к 6-и годам ребенок уже понимает и использует в обороте речи различные изменения слов и составляет их в связные предложения. В этом возрасте в основном допускаются числовые ошибки и неправильность склонения слов по падежам. При нормальном речевом воспитании, отсутствии органических недостатков у детей формируется правильное звуковое произношение всех слов и их употребление в речи. Бывает, что у детей дошкольного возраста звуковая речь нечеткая, они смешивают слова при произношении. Такие дисфункции наблюдаются у быстро говорящих детей, детей, недавно освоивших правильность речи, детей с задержкой общего развития, а также страдающих ложной дислалией.

Благоприятные условия для развития старшего дошкольника

Основными условиями для успешного и полноценного развития ребёнка старшего дошкольного возраста являются:

  • соматическое и психическое здоровье;
  • нормальные умственные способности;
  • хороший слух и зрение;
  • активность и общительность;
  • полноценность речевого окружения.

В этом случае ребёнок способен полноценно расширять свои представления обо всем его окружающем, расширять и обогащать свой запас знаний.

Ссылка на основную публикацию