Ребенок скоро пойдет в школу. Там он будет получать много новой для ребенка информации. Если до поступления в школу у дошкольника не были сформированы основные психические процессы, то ему будет очень сложно учиться в школе. Ведь информации будет так много, а времени для ее усвоения будет не хватать.
Поэтому в детском саду, да и дома в семье, нужно уделять большое внимание развитию памяти.
Именно память поможет ребенку запоминать учебный материал.
Память у ребенка должна быть произвольной, но у дошкольника, даже у старшего дошкольника, память имеет непроизвольный характер. Благодаря хорошо развитой памяти ребенок способен принять, сохранить, и в нужный момент воспроизвести полученную информацию.
Памяти свойственны:
- длительность — когда ребенок может запомнить материал, и удерживать его в памяти как можно дольше;
- точность — ребенок запомнил какую — то информацию, и может затем в точности воспроизвести то, что запомнил, без ошибок;
- объем — ребенку свойственно запомнить сравнительно небольшой материал. Но для обучения в школе нужно, чтобы эта сторона памяти была развита на более высоком уровне. Ведь на уроках будет много информации. И ее нужно будет запомнить.
Дошкольник должен уметь сосредотачиваться на материале, который следует запомнить, приложить максимум усилий для запоминания.
Формы произвольной памяти начинают развиваться у ребенка ближе к старшему дошкольному возрасту.
Чтобы данный процесс осуществлялся эффективно, нужно заранее развивать у ребенка процесс запоминания.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой форме развиваются все психические процессы дошкольника.
- Как организовать развитие памяти в игре?
- Игра в слова
- Игра «Магазин»
- Игра «Запомни фигуру»
- Чего не хватает?
- Игра в картинки
- «Расскажи историю»
- «Мультфильм»
- «Вспоминай и показывай»
- «Делай как я»
- Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников
- Читаем книгу с ребенком
- Описание предмета
- Запоминание букв
- «Рисуй и запоминай»
- Поиск слов
- Аудиокнига
- Повторение сказанного
- Прохождение лабиринтов
- «Посчитай количество»
Как организовать развитие памяти в игре?
Старшим дошкольникам хорошо бы предлагать различные игры и упражнения для выполнения. Например, можно сделать различные карточки, яркие и веселые. Они будут привлекать внимание малыша. Ребенку захочется с ними поиграть. И в этот момент, выполняя задание, у ребенка будут формироваться произвольность и все свойства памяти.
Память в игре развивается намного быстрее и крепче. Для ее развития есть уже много готовых игровых материалов, карточек. Лучше если бы задания на карточках были не легкого характера, как для очень маленьких детей. Рисунки можно выбирать посложнее, на них должны быть крупные и мелкие элементы.
Можно предложить внимательно посмотреть на одну картинку, запомнить. И затем по памяти постараться найти отличия или схожие элементы на второй картинке.
К примеру, можно использовать следующие наглядные открытки для выполнения заданий на развитие памяти в игре.
Игра в слова
Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребено
к называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.
Игра «Магазин»
Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине.
Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.
Игра «Запомни фигуру»
Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.
Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.
Чего не хватает?
Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.
Данные игры развивают зрительную память и внимание.
Игра в картинки
Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.
Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.
«Расскажи историю»
Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.
Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.
«Мультфильм»
У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.
«Вспоминай и показывай»
Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.
«Делай как я»
Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.
Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников
Читаем книгу с ребенком
Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника.
Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.
Описание предмета
Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.
Запоминание букв
Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.
«Рисуй и запоминай»
Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.
Поиск слов
Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов.
Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты.
По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.
Пример:
- дом зима
- кот дверь
- окно сад
- сад змея
- стол лето
- собака вилка
- лето река
- кружка вода
Аудиокнига
Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.
Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут.
Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.
Повторение сказанного
Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию.
Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.
Прохождение лабиринтов
Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.
«Посчитай количество»
Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.
Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша.
Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.
Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе.
Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы.
Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.