Игры для развития детей


Развивающие игры для детей - это тропинка к источнику детской мысли и творчества.

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, именно в ней дети так быстро в доступной форме овладевают знаниями и представлениями об окружающем мире, учатся использовать их на практике и проявляют свою самостоятельность.

Развивающие игры для детей, в нашем контексте, - это дидактические игры, направленные на формирование и развитие у дошкольников элементарных логических операций. Могут быть словесными, с использованием наглядности, реальных объектов и явлений природы.

Например:

Что лишнее? 

Предлагаем ребенку ряд объектов природы, объединенных по какому-либо признаку, один предмет лишний. Учим детей выявлять логическую связь между элементами основной группы и замечать что-то лишнее, аргументировать свое мнение.

(Месяц, звезды, солнце, рыбка, тучка - что лишнее? - лишняя рыбка, потому что она не принадлежит к небесных объектов природы, она живет в воде).

Ключевое слово 

Взрослый называет обобщающее слово, ребенок подбирает конкретные названия, можно наоборот. Таким образом мы учим детей классифицировать, называть группу предметов одним словом, соединив их общим свойством. (Птицы - дятел, ласточка, воробей; или наоборот - карп, щука, сом - кто это? назовите одним словом - рыбы).

Кто где живет?

У нас есть ряд животных и ряд помещений, дети должны определить хозяев жилищ. (Птичка, лиса, рыба, пчела - аквариум, улей, нора, гнездо).

Бывает - не бывает? 

С помощью этой игры учим выявлять несоответствие явлений, выделять нелогичные ситуации, замечать нарушения в логике событий.

Предлагаем детям ерунды, в которых нарушено содержание сезонных явлений, нужно определить ошибку, объяснить почему так не бывает. ( Зимой мальчик идет купаться - это правда?; летом выпал снег - это бывает?; осенью в лесу расцвели подснежники - бывает ли такое?).

Интересные развивающие игры для детей можно придумать с естественным материалом. Осенью можно насобирать плоды и семена различных деревьев - шишки, желуди, каштаны. Предложите ребенку соотнести их, найти "хозяев".

Дуб - это отец желудя, сосна - мама шишки и тому подобное. Или, подбираем ряд фруктов и овощей, предлагаем ребенку роз классифицировать их, что растет в саду, на огороде, из чего можно сварить компот, а из чего борщ.

Что для чего нужно

Цель: закреплять названия органов человеческого тела и их назначение (ноги, руки, голова, уши, нос, рот, глаза); воспитывать желание ухаживать за органами своего тела.

Материал: валеологический кубик, на каждой стороне которого изображена часть тела.

ХОД ИГРЫ

Дети по очереди бросают валеологический кубик, рассказывают о той части тела, которая изображена на верхней грани кубика.

Складывание человека из геометрических фигур

Цель: закреплять названия частей тела человека, место их расположения; развивать умение подбирать геометрические фигуры, необходимые для изображения на бумаге определенных частей тела.

Материал: наборы геометрических фигур для каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель предлагает детям представить, что они на прогулке встретили какого-то человека, этого человека следует выложить на бумаге с помощью геометрических фигур. После того, как фигура человека выложена, дети должны отгадать, кого они изобразили (мальчика, девочку, мужчину, женщину).

Мой день

Цель: учить детей из собственного опыта составлять рассказы об оздоровлении своего организма и режиме дня; воспитывать желание соблюдать режим дня для того, чтобы быть здоровым.

Материал: картинки из серии «Режим дня».

ХОД ИГРЫ

Воспитатель раскладывает на коврике картинки из серии «Режим дня», а дети должны вспомнить свой режим дня с самого утра и последовательно расположить на мольберте картинки.

Олимпиада

Цель: расширять знания о различных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, быть крепким и здоровым.

Материал: картинки с изображением спортсменов и предметные картинки или игрушки (спортинструментарий для спортсменов).

ХОД ИГРЫ

Воспитатель предлагает отправиться на стадион, где тренируются разные спортсмены.

Дети выбирают предметную картинку и составляют предложения.
• Это футбольный мяч. Он нужен футболисту.
• Это шайба. Она нужна хоккеисту.
• Это гиря. Она нужна тяжеловесу.

Что ты видишь с закрытыми глазами?

Цель: закреплять знания о значении органов зрения в жизни каждого ребенка; воспитывать бережное отношение к глазам, желание ухаживать за ними.

Материал: листы бумаги; карандаши для каждого ребенка; предметные картинки (посуда, овощи, фрукты, мебель, цветы, животные).

ХОД ИГРЫ

Воспитатель предлагает детям классифицировать различные группы предметов (среди предложенных картинок — отдельно посуду, овощи и тому подобное). Далее предлагает выполнить то же самое с закрытыми глазами. Почему это не удалось?

Воспитатель. Дети, на одном листе следует нарисовать цветок с открытыми глазами, а на втором — с закрытыми глазами. Где получилось лучше и почему?

Что звучит?

Цель: развивать слух, умение различать различные звуки (музыкальные инструменты, шелест бумаги, воды и др.); воспитывать желание ухаживать за органом слуха, понимать его значение в жизни человека.

Материал: ширма, музыкальные инструменты, вода, бумага, игрушки и др.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель рассказывает, что Незнайка приготовил сюрприз, но покажет его только тогда, когда дети догадаются, что именно принес Незнайка. (Дети отгадывают).

Если не получается узнать, то воспитатель подсказывает (играет за ширмой на музыкальных инструментах, переливает воду, шуршит бумагой и т. п).

Ссылка на основную публикацию