Развиваем речь дошкольника


Цель: развитие речи дошкольника, обогащение активного словаря на основе знаний и представлений об окружающей среде. Продолжать знакомить со словами-названиями и названиями признаков, характерными для осени. Учить отвечать на вопросы "Который?", "Которая".

Ключевые слова: время года, осень, дождь, тучи, непогода, опадать, багряная. золота.
Существительные: пора, осень, облака, деревья, погода, листья.
Глаголы: идет, опадают (падает), кружится, застилает (укрывает), срывается.
Прилагательные: осенний (день), багряная, дождливая, желтая, желто золота. золотистая, золотая, тихая, теплая, туманная, холодная, ветряная мельница, красноватые, буро-золотистое.
Наречия: мокро, холодно.

Обратить внимание на глаголы, в которых при помощи префиксов передается окончания действия: Осень рисует-нарисует, рисовала-нарисовала.

Обратить внимание на родительный падеж множественного числа существительных: каштанов, берез, ив, кистей.

Учить составлять сложносочиненные предложения с однородными членами с разделительными союзами: "Или брать зонтик, или нет".

Учить составлять небольшие рассказы из личного опыта "Прогулка осенью".

Продолжать учить культуре речевого общения.

В подвижной игре "Ветрище" соотносить слова и движения.

Ход занятия

1 часть. Коммуникативная деятельность

- Доброе утро, дети. Поздоровайтесь с Умничкой
(П.В. – Доброе утро, Умничка).

- Когда вы шли до детского сада, обратили внимание на состояние окружающей природы.
(П.В. – Да, обратили).
- Каким было сегодня небо?
(П.В. – Серым, мрачным).
- А какие стояли деревья?
(П.В. – Некоторые деревья голые, а на некоторых еще есть желтые листочки).

- А какая сейчас пора года?
(П.В. – Осень).

Дети, Умничка нарисовала картину про осень, посмотрит на нее внимательно, что вы здесь заметите.
(П.В. – Березки, каштаны, клены – в желтых листьях.
- Кусты тоже желтые. А вот на полянке почему-то нарисована цветущая яблоня и много цветов в траве.
- Я что-то не понимаю, какое время года нарисовала Умничка?)

Дети, почему Петя не понятно, какое время года нарисовала Умничка?
(П.В. – Петя не понятно, потому что на ее картине нарисована и осень и весна).

Дети, спросите у Умнички почему она так нарисовала?
(П.В. – Умничка почему ты так нарисовала?)
- Умничка: "Я очень люблю весну, и решила пошутить с детками, заметят ли они ошибку"
-Видишь, Умничка, наши детки внимательные, все заметили.

2 часть. Этап познавательной деятельности.

- А сейчас мы с Умничкой приглашаем вас на прогулку в осенний лес. (На центральной стене размещается большое панно "В осеннем лесу").
- Дети, что мы видим в лесу?
(П.В. – В лесу много деревьев, кустов).
- А во что одеты деревья?
(П.В. – Деревья одеты в желтые листья).

Дети, если вы заметили, в стишках про осень часто употребляются слова: "Красноватые", "золотистое", "буро-золотистое".
- Повторите, пожалуйста, какого цвета бывают листья?
(П.В. – Листья бывают красноватые, золотистые, буро-золотистый).

- Правильно, а другие поэты используют еще слова: "багряные, желто-золотое и др.
(Дети хором и индивидуально повторяют новые определения)

Дети, посмотрите еще внимательно на панно. Что вы в нем заметите
(П.В. – Листья уже падают с деревьев.
- Кружат в воздухе.
- Упали на землю).

Далее воспитатель вместе с детьми выстраивает логическую речевую цепочку по схеме: листья сначала срываются с деревьев > кружат > падают и застилают (закрывают) землю.

- Правильно, дети, земля становится покрыта осенним ковром.
- Чем покрыта земля, повтори, Женя.
(П.В. – Осенним ковром).
Дети, какая погода в нашем лесу?
(П.В. – Тихая. Теплая. Золотая).

- Правильно, но в конце осени приходит такое время, когда часто идут дожди, небо становится хмурым, покрыто низкими облаками, становится мокро, холодно. Такое состояние погоды называют "Наступила непогода"
Как говорят люди?
(П.В. – Пришла непогода).

С наступлением непогоды поздней осенью часто бывают туманы, или дует холодный ветер. Про такую погоду говорят "туманная", "ветреная".

(Дети хором и индивидуально закрепляют новые понятия "Когда частые туманы-непогода туманная", а "Когда частый сильный ветер, погода ветреная).

- Молодцы ребята, Умничке очень понравилось как работали Женя, Ваня, Сережа, Марина, Наталочка. Она думает, что вы уже очень устали и предлагает отдохнуть.

Физкультминутка.

3 часть. Преобразовательная деятельность

Дети, Умничка приглашает играть в игру "Чего много в лесу".

Воспитатель выставляет рисунки деревьев, а дети изменяют их названия в родительном падеже: каштан-каштанов
береза-берез
ива-ив
гроздья калины-гроздей калины.

Молодцы, детки, а теперь давайте поиграем в игру "Измени слово в предложении". Давайте представим, что осень-художник, то можно сказать:

"Осень нарисует золотистые ковры".
"Осень рисует золотистые ковры"
"Осень нарисовала золотистые ковры".
- Посмотрите, детки, от того, как меняется слово, можно определить, когда это будет, было, или происходит сейчас.
По аналогии дети придумывают другие словосочетания, например: "Будет идти дождь", "Идет дождь", "Прошел дождь".
- Молодцы дети, все старались правильно подбирать нужные слова.

А теперь будем учиться составлять предложения со словами помощниками "или" "нет".

Например: "пойдет дождь или нет?"
"Брать зонтик, или нет?"
"Пойдем гулять, или нет?" и тому подобное.

4 часть. Оценочно-контрольная деятельность

- Мы уже с вами много говорили об осени, ходили на прогулки до осеннего леса, наблюдали, поэтому я предлагаю вам составить рассказы про осень из личного опыта.
(Дети составляют рассказы, а воспитатель при необходимости помогает наводящими вопросами).

Дальше Умничка и воспитатель оценивают рассказы детей.

Оценка деятельности на занятии:

- Дети, вам понравилась игра?
- А чему вы научились на занятии?
- Какие новые слова вас заинтересовали?

Далее по традиции дети составляют новые слова в ящик-копилку, прощаются с воспитателем и Умничкой.

Продолжительность занятия 23 – 25 мин.

Ссылка на основную публикацию